Журнал SPEARS. №4, лето 2009

spearsВремена, когда историки состояли только при монарших особах, давно прошли. Сегодня личным исследователем собственного рода прошлого и настоящего может обзавестись любой состоятельный человек.

В России, как обнаружила Анастасия Сдвижкова, действует целая индустрия, готовая отыскать для клиентов события и факты из истории их семьи, случившиеся за несколько столетий до их рождения.

Однажды к нам обратился клиент — бывший военный, сегодня работающий в газовой отрасли и окончивший Университет нефти и газа имени Губкина в Москве. И представляете, в результате наших исследований (а дошли мы в них до XVI века) выяснилось, что он был родственником того самого ученого-геолога Ивана Губкина, чье имя носит вуз. Более того, мы обнаружили интересную закономерность: в его семье через поколение всегда рождались три мальчика — троих сыновей воспитывает сегодня и наш клиент«, — рассказывает директор генеалогического агентства «Семейный архив» Марина Серебряная. Подобные удивительные открытия — часть ее работы: компания занимается восстановлением истории рода крупных частных клиентов. На российском рынке сегодня — десятки таких агентств, но лишь некоторые из них способны провести действительно качественное исследование. Выбирая, куда обратиться, стоит прежде всего удостовериться, что среди экспертов агентства есть профессиональные историки, компания работает с архивами по всей стране, а также собирает данные из документальных источников и имеет положительные отзывы от уже заказывавших у нее исследования клиентов. Не последним будет и вопрос цены: хорошую работу дешево не продадут. Располагая бюджетом порядка миллиона рублей, можно рассчитывать на полноценное глубинное исследование, проникающее порой до XIV века. В некоторых случаях в эту же сумму входит подготовка печатного фолианта, в»котором будет собрана вся найденная архивная информация. Но чаще стоимость публикации книги (или нескольких томов) рассчитывается дополнительно, ведь очень многое зависит от материала. Историю собственного рода можно «упаковать» в самый роскошный и невероятно дорогой переплет — фантазия клиента тут ничем не ограничивается.

ПЕРВЫЙ ЭТАП
Отдавая свое прошлое в руки исследователей, нужно быть готовым к тому, что им станут известны многие факты из жизни членов вашей семьи — даже те, о которых вам хотелось бы поскорее забыть. Разумеется, пункт о соблюдении конфиденциальности непременно должен присутствовать в договоре. Работа любого агентства начинается с интервью с самим заказчиком и членами его семьи. Чем больше источников информации предоставит клиент, тем больше шансов получить максимально полноценные данные на выходе. «Я рассказал генеалогам все, что знал сам, а также помнил из рассказов родителей, — описывает предварительный этап составления своей родословной президент холдинга „Талина“.

Виктор Бирюков, заказавший эту услугу в одном из столичных агентств. — Связал исследователей с родственниками. Кому сам звонил, кого просил помочь, а некоторые добровольными помощниками стали, собирали документы, записывали истории, объезжая и обзванивая родню. А спустя некоторое время выяснилось, что тот, кто занимался подготовкой родословной, и сам — мой родственник». Впрочем, как уверяют в генеалогических агентствах, они работают и с клиентами, которые вообще ничего не знают о своем роде. «Не так давно в нашу компанию буквально в один день обратились два человека приблизительно одного возраста, социального статуса и уровня образования, — рассказывает Марина Се-ребряная. — При этом один из них не мог вспомнить даже, когда родились его отец и мать, которых не стало 20 лет тому назад. Другой же принес список всех своих родственников до 1862 года. Рядом с их именами были написаны не только даты рождения и смерти, но и места, где они похоронены, и время, когда семья последний раз посещала их могилы».

АРХИВНОЕ ДЕЛО
Собрав необходимые сведения по воспоминаниям клиентов и членов их семей, исследователи из генеалогических организаций приступают к работе в архивах. Здесь их в основном интересует определенный тип документов. «Самые важные для исследования — ревизские сказки, которые появились в результате переписей населения для подушного налогообложения, — рассказывает Марина Серебряная. — С XVIII по XIX век было проведено 10 переписей. Они содержат достаточно полную информацию о возрасте, месте жительства того или иного человека, составе его семьи, материальном положении, национальности. Подобные факты можно найти и в исповедальных росписях (списках прихожан церкви, в которых указаны место жительства семьи, ее социальное положение, имя главы и семейные отношения остальных членов, их возраст, имена и отчества) или в метрических книгах (реестрах официальной записи актов бракосочетания, рождения, смерти). Благодаря этой информации у нас вырисовывается достаточно полный портрет предка клиента».

ФОРМАТ ВОСПОМИНАНИЙ
Оформить собранную информацию можно по-разному. Самый быстрый и простой способ — заказать книгу, в которой будут, как в альбоме, собраны копии документов, подтверждающих подлинность факт родства с предком. Однако, по словам Марины Серебряной, подобные книги не слишком интересны для чтения: «Исторический материал воспринимается гораздо лучше, если он представлен в форме интересного художественного повествования». Генеалогические агентства могут оформить результат исследования и в таком формате. На основе реальных фактов, известных о предках заказчика исследования, информации из краеведческих музеев и старинных карт местности составляется настоящая родовая энциклопедия. В ней представлены подробные комментарии к каждому документу и фотографии, описывается местность, в которой жили предки, уделяется внимание анализу фактов, приводятся воспоминания, легенды, истории, передающиеся в семье из поколения в поколение, из уст в уста. В результате получается своего рода исторический роман, полностью основанный на реальных событиях. «Последнее время среди наших клиентов стала популярна услуга составления книги сказок, подготовленных на основе родословной, — дополняет Полина Кулынгина. — Как правило, речь идет о приложении к основному изданию, только в отличие от него сказки пишут не историки, а профессиональные литераторы-сказочники». Заказавший услугу клиент сам решает, какие из найденных во время исследования фактов стоит включать в печатную версию, а какие нет. Однако в некоторых случаях агентства не всегда с ним соглашаются. «Порой мы сталкиваемся с щекотливой ситуацией, например, когда клиент состоит не в первом браке и от предыдущих семей у него есть дети. Игнорировать их существование даже в угоду чувствам нынешней супруги заказчика мы не можем. Поэтому мы предлагаем клиенту следующее решение: корректно проводим интервью со всеми детьми, женами и членами семей, а полученную информацию используем затем для составления электронной версии книги. В печатный же вариант входит только то, на что соглашается клиент», — рассказывает Марина Серебряная.

Кстати, выпуском одной книги заказчики часто не ограничиваются, уверяют в агентствах. Для некоторых из них создаются многотомники, к которым впоследствии можно напечатать дополнительный том — уже о современных событиях семьи. По этой причине профессиональные генеалоги не могут обозначить и точные временные рамки, за которые исследование будет полностью готово. По их словам, на первые два этапа (интервью с клиентом и родственниками и работу в архивах) требуется минимум два месяца. За это время специалисты могут собрать относительно полный пакет документов, касающихся предков заказчика. Еще несколько месяцев нужно на создание и согласование текста и макета книги. В результате с начала работы до момента получения клиентом родовой летописи может пройти год или больше.

После завершения работы или при остановке ее на каком-либо этапе генеалогические агентства возвра-щают клиенту все документы, взятые у его семьи для издания книги или найденные в архивах. «Мы никогда не оставляем себе не только каких-либо фото или копий с ревизских сказок, но даже экземпляра родовой книги клиента, которую мы сделали, — говорит Марина Серебряная. — Это прописано в договоре и является одной из гарантий конфиденциальности, которая очень важна для обеспеченных людей, заказывающих подобное исследование».