Журнал Бизнес (Украина). №3(834), 19 января 2009 года

090420_bizes-ukraine2
ДРЕВО ВИДНОЕ

Текст: Елена Курячая
Россияне научились растить и продавать генеалогические «деревья» всем желающим

ЧЬИХ БУДЕТЕ?

Первым клиентом компании 000 «Генеалогическое агентство «Семейный Архив» (г. Москва; с 2003 г.; 20 чел.; оборот за 2008 г. — 50 млн руб.) стал сам ее учредитель — московский бизнесмен Станислав Кругликов. С десяток лет тому назад он озаботился историей своих предков, заказав генеалогическое исследование тогдашним ученым-генеалогам. Но, по словам Марины Серебряной, нынешнего директора «Семейного Архива», результат его не удовлетворил. «Я не могу сказать, что у нашего учредителя были какие-то претензии к конкретному генеалогу, просто вся информация о предках семейства Кругликовых, которую удалось найти, не была систематизирована и оформлена», — рассказала БИЗНЕСу г-жа Серебряная. Быстро сообразив, что эта сфера услуг практически свободна, а потребность в ней есть, г-н Кругликов в 2003 г. организовал компанию, предоставляющую такую услугу, как генеалогическое исследование. Первоначальная инвестиция составила около 15 млн руб.: деньги ушли на аренду по-мещения, закупку техники, набор и обучение специалистов. В новую компанию предпринимателя попали специалисты преимущественно с гуманитарным образованием, имеющие аналитические способности.

Данные о роде заказчика оформляются в виде книги. Так как она предназначена для семейного пользования, то должна быть не только энциклопедической, но и интересной, душевной. «Что-то среднее между историческим романом и энциклопедией», — говорит Марина Серебряная. Для иллюстрации генеалогического древа компания привлекает художников и переплетчиков.

Как правило, предел возможностей исследователей ограничивается XVII в. Документы более раннего периода либо не сохранились, либо просто не существовали. «Многие клиенты хотят получить краеведческую информацию о том населенном пункте, где жили их предки. Поэтому наши специалисты часто выезжают в командировки, фотографируют, изучают историю различных мест. Отдельно можно публиковать сборники семейных переписок или детских рисунков, кулинарные рецепты, фотоальбомы се-мейных реликвий и т. д.», — перечисляет возможные ответвления генеалогического бизнеса г-жа Серебряная.

ДОРОГАЯ РОДНЯ

Если вы решили серьезно заняться поиском своих корней и достойно оформить семейную энциклопедию, то должны быть готовы к существенным расходам. Но в любом случае все индивидуально и зависит от того объема информации, которую удалось найти: ведь можно углубиться на двести лет, а можно и на все пятьсот. Как рассказала г-жа Серебряная, компания работает по предоплате, требуя от заказчика внесения аванса. Производственный цикл делится, как минимум, на три этапа. Сначала собирается вся информация, которой владеет семья. Если клиент сам не может дать точных сведений, то специалисты «Семейного Архива» выезжают на интервью к родственникам, как правило, к самым старым представителям семьи. Расспрашивают их очень подробно, поскольку из-за неверных фактов или легенд, существующих в каждом семействе, можно пойти не тем путем, потерять время и деньги клиента. К тому же сотрудники в процессе интервью сканируют сохранившиеся старые фотографии, документы и фотографируют семейные реликвии.

Далее начинается поиск по всем доступным архивам (как государственным, так и архивам предпри-ятий, где люди работали), музеям, военкоматам. «Тут самое главное не ошибиться в выборе архива и правильно сделать запрос», — говорит г-жа Серебряная. Его может подать как сам заказчик, так и сотрудник генеалогической компании, получивший доверенность от имени заказчика, интересующегося своими предками. Проблема в том, что часто процесс обработки запроса затягивается — сотрудники архи-вов не очень оперативно отвечают на них, иногда даже отказывая по причине невнятности запроса. По словам Марины Серебряной, приходится разъезжать не только по всей стране, но и за границей.

Потом вся полученная информация обрабатывается, проходит предиздательскую подготовку и оформляется в соответствии с пожеланиями заказчика. Весь процесс обычно длится от года до четырех лет — все очень индивидуально. Попадаются, например, клиенты, которые уже собрали информацию о своем роде, потратив на это около двух десятков лет.

Индивидуальной в конечном итоге получается и стоимость услуг. По словам г-жи Серебряной, на выполнение заказов различных клиентов тратится разное количество времени. Посему специалисты каждый день готовят отчеты о проделанной работе: сколько и на что ушло времени и денег. «Если средства заканчиваются, мы звоним заказчику и сообщаем об этом. Ведь на изучение одной фамильной линии может уйти два месяца, и деньги за этот период будут израсходованы. А на изучение другой, например, — четыре месяца без существенных затрат», — поясняет она. Заказчики по этому поводу негодования не проявляют, поскольку каждый месяц получают отчет о проделанной работе и затраченных средствах.

Как признают российские генеалоги, их клиенты — почему-то в основном мужчины. «Но нынче клиент помолодел, — отмечает директор „Семейного Архива“. — Если раньше были клиенты в возрасте от 40 лет, то сейчас это молодые люди до 35».

Важно понимать, что для подобного бизнеса главный способ продвижения — это «сарафанное радио». Например, в «Семейном Архиве» заказчиками поначалу были партнеры по бизнесу учредителя. Позже уже приходили по рекомендации друзья партнеров и родственников, друзья друзей и т. д. Кроме того, компания участвует в российских выставках роскоши Millionaire Fair (см. БИЗНЕС № 49 от 03.12.07 г., стр.90, 91) и Elite Life, заключая партнерские соглашения с фирмами, обслуживающими VIP-клиентов. «Например, у нас есть соглашения с некоторыми российскими банками о том, чтобы в перечне услуг для своих VIP-клиентов они предлагали и такие специфические услуги, как наши», — говорит г-жа Серебряная. И этого вполне достаточно, чтобы получить и обслужить в среднем 50 клиентов в год. Больше и не нужно, поскольку будет сложно предоставить услугу на должном уровне. Директор «Семейного Архива» уверена, что компания будет обеспечена работой, как минимум, лет на 50 вперед, поскольку только в Москве около 35 тысяч состоятельных семей, из которых, по предварительным расчетам генеалогов, примерно 5% интересуются своей родословной.

Желание проследить

родословную возникает

в большинстве

случаев у людей

успешных,

которые хотят найти

подтверждение своего успеха

в генеалогическом древе

КОЗАЦЬКОМУ РОДУ НЕМА ПЕРЕВОДУ

Комментариев нет

Страницы: 1 2