Ведомости №128 (2150) от 14.07.2008

Ведомости

Ведомости

На роду написано

В 2003 году бизнесмен Станислав Кругликов создал генеалогическое агентство «Семейный Архив», инвестировав в проект около 15 млн. руб. Сегодня каждая изданная им семейная энциклопедия стоит около миллиона.

Елена Мулярова, «Ведомости»

Станислав Кругликов в 2000 г. за $2000 заказал генеалогическое исследование собственного рода. Результат его не удовлетворил. «Мне хотелось чего-то более фундаментального, изданного в виде красивой книги, — признается Кругликов. – Такой услуги никто не предлагал, и я решил, что успею занять свободную нишу». Сотрудников для будущего генеалогического агентства Кругликов набирал среди работников собственного холдинга, включающего несколько компаний, занятых строительным бизнесом и торговлей: «Я просмотрел резюме сотрудников и назначил на должность директора Тамару Приходько, которая раньше работала в библиотеке, а у меня была менеджером по продажам». Агентство было зарегистрировано осенью 2003 г., стартовый капитал (около 15 млн руб., заработанных в строительно-торговом бизнесе и в течение года инвестированных в новый проект) потратили на аренду, покупку техники, зарплату и обучение персонала.

Мы-крестьяне
«Мы сразу начали позиционировать себя еще и как издателя: предлагали клиентам оформлять результаты поисков в виде семейных энциклопедий», — объясняет Кругликов. Первую энциклопедию он сделал лично для себя. Получилось восьмитомное издание, некоторые тома и сейчас находятся в агентстве в качестве демонстрационных образцов. Первыми клиентами Кругликова стали его же партнеры по бизнесу. «У всех оказались крестьянские корни, посколь кутолько у 1% нынешних россиян дворянское происхождение», — констатирует Кругликов. Бизнесмен признается, что в начале деятельности агентства сложно было оценить себестоимость конечного продукта: «Самое дорогое – не архивный поиск, а осмысление, структурирование и издание материала». «Иногда к нам приходят заказчики с собственными исследованиями, которым нужны издательские услуги. Но если работа начинается с нуля и клиент заказывает семейную энциклопедию, он должен быть готов к тому, что книга может стоить около 1 млн. руб., — поясняет директор «Семейного Архива» Марина Серебряная. – Точную сумму назвать сложно – в результате архивного поиска может обнаружиться информация о семье за прошедшие 200 лет, а может – за 500. По ходу человек сам принимает решение: издать всю найденную информацию или ограничиться небольшим объемом».

Четыре этапа
Полный цикл работы агентства над семейной энциклопедией делится на четыре этапа, и с клиентом последовательно заключаются четыре договора. Первый – всегда на 150 000 руб. «Первый этап включает интервью с заказчиком и теми его родственниками, которых он называет. На их основе мы отправляем запросы в архивы», — поясняет Серебряная. «Брать у заказчика деньги вперед неправильно, считает директор историко-генеалогической организации «Литера ру» Алексей Коноплев. – Вдруг окажется, что заказчик из детдома или архивы утеряли сведения по нужной территории. Первый платеж у нас не превышает 25 000-50 000 руб., клиент платит эту сумму только в обмен на первые сведения».
В «Семейном Архиве» глубокий поиск начинается на втором этапе, он может стоить около 500 тыс. руб. и длиться иногда до года. Родственников заказчика будут искать по всей стране и за границей, интервьюировать их, фотографировать семейные реликвии, сканировать письма и документы. Третий этап работы – верстка, четвертый –издание. «Книга издается в соответствии с пожеланием заказчика. Допустим, клиент для себя и детей заказывает экземпляр, переплетенный в дорогую кожу, а для других представителей семьи – в переплете попроще. Для близких родственников можно издать полную энциклопедию, а для дальних – сокращенный вариант. Чаще всего клиенты заказывают трехтомник: первый том – родословная, второй – фотографии, третий – так называемый «бабушкин сундук», в который входят документы, семейные рецепты, фотографии семейных реликвий и даже домашних питомцев», — объясняет Кругликов.

Кто заказывает
«Никогда не бывает, чтобы издание финансировалось родственниками в складчину. Заказчик всегда один, чаще всего это состоятельный мужчина 40-50 лет, в том возрасте, когда бизнес уже установился», — говорит Серебряная. «Я давно задавал отцу вопросы о нашей семье, но он почти ничего не смог ответить. И я понял, что мои правнуки тоже не будут представлять, кто их предки, поэтому и заказал семейную энциклопедию в двух томах», — говорит 43-летний бизнесмен Андрей Н., пожелавший сохранить анонимность. «Все исследования мы проводим конфиденциально и никому не открываем фамилий клиентов. При этом мы не работаем с публичными политиками и звездами шоу-бизнеса, про которых регулярно пишет «желтая» пресса. И никогда не сочиняем именитых предков по просьбе клиента», — комментирует Кругликов. Подавляющее большинство клиентов приходит в «Семейный Архив» через знакомых, уже воспользовавшихся услугами агентства. «Рекламу мы практически не даем, лишь регулярно участвуем в выставке Millionaire Faire», — отмечает Кругликов. «Мы не ведем открытых рекламных компаний на выставках, — рассказывает Коноплев. – И не завышаем стоимость нашего труда. Я видел книги «Семейного Архива», это хороший продукт. Внешняя фешенебельность изданий «Семейного Архива» выше, чем у наших книг, но если и нам будут платить за издание те же деньги, мы сделаем не хуже. «Семейный Архив мы не считаем конкурентом, скорее партнером на свободном рынке, и благодаря им даже решили заняться модернизацией собственной деятельности. Конкуренции начнется, когда предложение превысит спрос».

Время уходит
«На этом рынке мало серьезных компаний, зато огромное количество дилетантов, — считает автор сайта «Генеалогия ру» Константин Подгорный. – Генеалогическим поиском я занимаюсь с 1998 г. и признаю, что рынок за это время в несколько раз вырос по объему, но спрос массового клиента, в основном, ограничивается примитивными интересами вроде узнавания значения фамилии. За качественные услуги готовы платить единицы. Как бизнес генеалогия не рентабельна, а то, что рентабельно, не является генеалогией. Поэтому я сейчас постепенно отхожу от генеалогического поиска в сторону оформления его результатов – изготовления гравюр, печати книг». «Это специфический рынок, на нем крайне мало профессионалов», — полагает Коноплев. «Генеалог, который работает на меня, одновременно сотрудничает еще с тремя компаниями, и с этим я ничего не могу поделать», — соглашается Подгорный.
«На рынке останется небольшое количество компаний, предоставляющих качественные услуги. Чем дальше, тем сложнее будет обеспечить интерес клиентов к их происхождению. У нас в стране практически нет необходимых для поиска документов по советскому довоенному периоду, а свидетелей – живших тогда людей – становится все меньше. Сейчас мы доживаем последнее десятилетие, когда можно реально раскапывать историю того времени», — разводит руками Коноплев.

Те, что желают знать
«Конкуренция на рынке не критическая, — заявляет Кругликов и делится своими подсчетами: – В Москве 12 млн жителей, примерно 3,5 млн семей. 1%, или 35 000, – семей состоятельных людей. Из них 5% (1700 семей) интересуются генеалогией. В год мы можем работать с 20 клиентами, т.е. на 80 лет работой я обеспечен. Тем более что есть еще и региональные бизнесмены».

Это светлый рынок — люди с удовольствием рассказывают нам о себе, утверждают Кругликов и Серебряная.