Село Азарапино Наровчатского района Пензенской области

Генеалогическое исследование невозможно без знания истории тех мест, откуда происходит род. Во время одного из таких исследований наши специалисты восстановили историю села Азарапино, которое в наши дни относится к Наровчатскому району Пензенской области.

До начала XIII века территорию современного Наровчатского района населяла мордва-мокша. После монголо-татарского нашествия  на левом берегу реки Мокши был построен город Мохши – один из богатейших городов Золотой Орды, ставший центром управления мордовскими землями. После запустения, постигшего этот край в результате погрома Тамерлана и распространения чумы в начале 1390-х годов, возрождение его наступило лишь спустя два века. Достоверных сведений о наличии постоянного населения на территории современного Наровчатского района в XV-XVI веках нет. После завоевания Казанского ханства наровчатская земля была известна в Московском государстве как пограничная с Диким полем, где станичники вели непрерывную разведку, стремясь не допустить внезапного нападения на внутренние районы государства крымцев, калмыков, ногайцев, северокавказских племен. В примокшанских лесах лишь изредка встречались поселения мордвы.

Первые сведения о появлении здесь постоянного населения относятся к Смутному времени, когда возникли поселения Азарапино, Ачасьево, Веденяпино, Рузвель. Возможно, их образование было следствием того, что крестьяне бежали из центральных районов государства, где царили безвластие и голод, на окраины, которые представлялись им более спокойными и безопасными. В составе первопоселенцев преобладали дворцовые крестьяне, а названия большинства первых деревень происходят от личных мордовских и татарских мужских имен. Это свидетельство того, что русские переведенцы селились на землях мордвы и татар, не имевших документов на право владения ею. Поэтому она переходила в дворцовое ведомство, то есть к царю, от которого в порядке земельного жалования оказывалась у служилых людей «по отечеству».

Село Азарапино, расположенное на левом берегу реки Мокши при озере Польском, было основано в конце XVI века темниковскими помещиками служилыми мурзами Саббаком и Ишмамедом Еникеевыми и заселено русскими крестьянами.

Род Еникеевых берет свое начало от золотоордынского князя (бека) Саид-Ахмета, который в 1298 году прибыл из столицы Золотой Орды, Сарая, с целью сбора ясака с мордвы и установил свою юрту в среднем течении реки Мокши. Он и его потомки были князьями, наследственными правителями Темниковского княжества. Согласно документу за 1614 год, который называется «Темников. Книга дозорная письма и дозору Ивана Усова», за Ишмамедом мурзой Еникеевым сыном состояли «Деревня Азарапин, а в ней двор помещиков, да двор приказчика его, да семь дворов крестьянских. Пашни паханые помещиковы, добрые земли, семь чети, да крестьянские пашни восемь чети, сенных покосов на пять сот копен, лес большой». В Темниковской писцовой книге 1622 года Степана Хрущева упоминается «бортный ухожай[1] Азарапина», находящийся неподалеку от села Азарапино и принадлежащий князьям Мамету и Усекаю Темниковым. Название села происходит от мордовского мужского имени Азрапа. Озарапино (Зарапино) упоминается в приходных книгах Темниковской десятины Патриаршего казенного приказа 1669 года.  В это время здесь уже стояла деревянная  церковь во имя Михаила Архангела.

По переписи 1678 года в селе Азарапино Темниковского уезда Верхнемокшанского стана проживало 87 дворовых крестьян и бобылей, принадлежавших татарским помещикам Еникеевым, Кудашевым, Девлеткильдиеву, Бибарсову, Токшаинову, Чалышеву. В конце XVII века  за неприятие помещиками православия крестьяне у них были отписаны на Великого государя, стали собственностью императрицы, а в дальнейшем были переведены в разряд дворцовых крестьян. В 1693 году часть их была пожалована Петром I князьям Петру Ивановичу и Андрею Петровичу Прозаровским. По 2-й ревизии (1745 года) в Азарапино числилось 215 душ крестьян, из них 64 принадлежали Александру Сергеевичу Аничкову, а остальные находились в собственности императрицы.

С 1780 года Азарапино находилось в составе Наровчатского уезда. В 1795 году в нем (вместе с деревней Казеевкой) насчитывалось 118 дворов и 739 жителей. Помещичьи крестьяне, принадлежавшие Прасковье Никитичне Аничковой, находились на барщине.

В 1853 году в селе вместо сгоревшей деревянной церкви всего лишь за два года на пожертвования благотворителей был построен каменный двухэтажный храм, а в 1866 году —  колокольня. Церковь была обнесена чугунной на кирпичном фундаменте оградой. Главный престол в честь иконы Казанской Божией Матери был освящен в верхнем этаже, внизу находился придел во имя Архистратига Михаила. Святыня храма — Казанская икона Божией Матери, почитаемая как чудотворная, была обретена, согласно преданию, в середине или во второй половине ХVIII века. Благочестивая старушка по фамилии Степина, крепостная помещицы Аничковой, владевшей частью села Азарапино, нашла ее в овраге близ села у дороги, идущей из города Наровчата в Троицк. Поставив недалеко от того места небольшую деревянную часовню, Степина поместила в ней обретенную икону и стала ежедневно ходить туда на молитву. Постепенно слух об этом распространился среди жителей окрестных мест, которые также стали приходить к иконе на поклонение. Их усердием деревянная часовня несколько раз перестраивалась, а в начале ХIХ века тщанием Агриппины Андреевны Логвиновой, урожденной Араповой, была построена каменная часовня. В середине ХIХ века икону перенесли во вновь отстроенный храм села Азарапино. Приход состоял из одного села, в нем было 1399 прихожан – 671 мужского и 728 женского пола; причт – из священника и псаломщика. Священнику было положено жалованья 90 рублей, псаломщику — 24 рубля. При церкви было 33 десятины пахотной земли.

В 1885 году была открыта церковноприходская школа, в которой обучалось 49 человек. Ученье начиналось с 16 ноября и заканчивалось 28 апреля. В 1917 году в селе была открыта начальная (четырехклассная) школа, которая вскоре сгорела. Постройка новой школы началась в 1927 году, в следующем году она приняла первых учеников. В 1950 году школа стала семилетней. Через 10 лет школа была преобразована в восьмилетнюю.

После реформы 1860 года население Азарапино состояло из двух крестьянских общин: одну образовывали бывшие помещичьи, другую бывшие государственные крестьяне. Основным занятием жителей было сельское хозяйство, кроме того, они занимались извозом, в частности, подвозом купеческих товаров. Согласно «Списку населенных мест Российской империи» в 1864 году в Азарапино в 152 дворах проживали 451 мужчина и 486 женщин, в селе было волостное правление.

К концу XIX века Азарапино стало довольно крупным селом. По данным 1896 года в нем было 225 дворов, в 1897 году число жителей здесь составляло 1349 человек.

В декабре 1918 года  был образован Азарапинский сельский совет в составе Паньженской волости Наровчатского уезда. В последующие годы административно-территориальная принадлежность села неоднократно менялась. В 1925 году оно вошло в состав 2-ой Наровчатской волости Беднодемьяновского уезда, 15 июля 1928 года – Наровчатского района Мордовского округа Средне-Волжского края. По данным на 1928 год население Азарапино составляло 1706 человек.

С 1930 года Азарапино находилось на территории Пензенского округа, с 1936 года – Куйбышевской, а с 1937 года – Тамбовской области. 18 июня 1954 года Азарапинский сельсовет был упразднен, а его территория присоединена к Орловскому сельсовету.

Решением Малого Совета областного Совета народных депутатов от 17 апреля 1992 года Азарапинский сельский совет был восстановлен. В 1998 году в Азарапино находилась центральная усадьба акционерного общества «Новый путь», механизированный ток, машинно-тракторная мастерская, мельница; школа, фельдшерско-акушерский пункт, Дом культуры, библиотека, магазин.

По данным на 1 января 2004 года в селе Азарапино проживало 318 человек.

Источники для составления истории семьи, генеалогического древа, написания родословных книг: Государственный архив Пензенской области, муниципальные районные архивы Пензенской области, Российский государственный архив древних актов (РГАДА), историческая и справочная литература.



[1] Место для бортей, ульев — пчельник, пасека.

Комментариев нет

Отправить ответ


wpDiscuz