Из истории старообрядчества в России

Однако репрессии против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. По мнению некоторых исследователей в XIX веке до трети русского населения были старообрядцами, а старообрядческое купечество даже стало основной опорой предпринимательства. Это стало следствием изменения государственной политики в отношении старообрядцев: власть пошла на определённый компромисс, введя единоверие. В 1846 году старообрядцам-беглопоповцам удалось восстановить церковную иерархию на территории Австро-Венгрии среди беженцев. Появилось Белокриницкое согласие, которое первоначально действовало среди эмигрантов. Им удалось вовлечь в свои ряды донских казаков-некрасовцев. В 1849 году белокриницкое согласие распространилось и на Россию.

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Беларуси, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Крупнейшее современное православное старообрядческое объединение Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкое согласие), насчитывающее около миллиона прихожан, имеет два центра – в Москве и Браиле (Румыния). Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, значительная часть которых не зарегистрирована. Ее централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский совет ДПЦ. Духовно-административный центр ДЦП до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области, а затем был перенесен в Москву.

В наше агентство нередко обращаются представители семей, предки которых были старообрядцами. В этом случае генеалогический поиск встречается с определенными трудностями. Дело в том, что религиозный брак старообрядцев, в отличие от религиозных браков прочих конфессий, не признавался государством, и до 1874 года все дети старообрядцев считались незаконнорожденными. В 1874 году для старообрядцев был введен гражданский брак и издан Закон «О ведении метрических книг для старообрядцев». В них записывались только те старообрядцы, чьи родители были старообрядцами, и над которыми не было совершено никаких таинств господствующей церковью. До 1905 года метрические книги старообрядцев (за исключением единоверцев) вели помощники исправников, а после Высочайшего Указа  17 октября 1906 г. «Об укреплении начал веротерпимости», который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении староверов, духовные наставники общин. С 1905-1906 годов ведение метрических книг старообрядцев, приемлющих священство, было возложено на их собственных духовных лиц, настоятелей и наставников. В старообрядческих общинах беспоповских согласий ведение книг с 1907 года возлагалось на особых, избираемых собраниями общин, старост. Книги старообрядцев, не признающих духовных лиц, велись в городах городскими управами или городскими старостами, а в уездах — волостными правлениями.

Хотя ведение метрических книг было отменено декретом ЦИК и СНК от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», в региональных архивах сохранились метрические книги старообрядцев белокриницкого и поморского брачного согласий, относящиеся к 1907-1931 годам. Это является большим подспорьем в такой работе, как составление родословной. Ведь семейная летопись, основой которой является поколенная роспись, представляет собой особую ценность в том случае, если сведения в ней подтверждены документально.

Комментарии к записи Из истории старообрядчества в России отключены

Страницы: 1 2