Из истории старообрядчества в России

История старообрядчества – одна из наиболее трагических страниц как в истории Русской Церкви, так и всего русского народа. Церковный раскол, произошедший  во второй половине XVII века и касавшийся, по сути, обрядовой стороны богослужения, привел к разделению русского народа на два класса по признаку религиозной веры и гибели огромного количества людей,  как священнослужителей, так и населения.

Церковная реформа по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам была начата патриархом Русской православной церкви Никоном в 1653 году. За проведение такой реформы выступал царь Алексей Михайлович, а также многие члены влиятельного религиозного «кружка ревнителей благочестия», состоявшего из духовных и светских лиц и выделявшихся  своей образованностью, высоким положением в царской и светской иерархиях. Возглавлял кружок духовник царя Стефан Вонифатьев, а его членами были Федор Ртищев — друг и фаворит царя Алексея Михайловича, новоспасский архимандрит Никон, настоятель Казанского собора Иван Неронов; протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил. «Ревнители» стремились к исправлению церковной и гражданской жизни в России путём утверждения благочестия на основе строгого следования церковным уставам и постановлениям Стоглавого Собора 1551 года.

Однако после вступления Никона на патриарший престол в 1652 году кружок распался. Многие его члены впоследствии стали активными участниками раскола, особенно протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов. Причиной этого явилось несовпадение взглядов по вопросу путей, методов и конечных целей намеченной реформы.

Стефан Вонифатьев, Ртищев и Никон хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей (Восточной, Украинской, Белорусской), а Протопоп Аввакум, Даниил и некоторые другие предлагали проводить унификацию религиозных книг по древним русским богослужебным книгам, а не по греческим образцам.

Став патриархом, Никон, как пишет Ключевский: «… своей властью без собора в 1653 году перед Великим постом разослал по церквям указ, сколько следует класть земных поклонов при чтении церковной молитвы св. Ефрема сирина, причём предписывал так же креститься тремя перстами. Потом он ополчился против русских иконописцев своего времени, которые отступали от греческих образцов в писании икон и усвоили приёмы католических живописцев. Далее, при содействии юго-западных монахов он ввёл на место древнего московского унисонного (одноголосого) пения новое киевское многоголосое, а также завёл небывалый обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения».

Никон был выходцем из мордовского крестьянства, самостоятельно обучился чтению. В 1635 году стал монахом Соловецкого монастыря, в 1643 году игуменом Кожеозёрского монастыря. Отличался смелостью взглядов, энергией и волей, благодаря чему на него обратил внимание царь. В 1646 году Никон был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, в 1648 году  митрополитом в Новгороде, а в 47 лет стал патриархом Русской православной церкви, что в истории русского патриаршества бывало редко.

Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. Например, в результате реформы двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение «аллилуйи» — тройным, хождение «по солнцу» вокруг крещальной купели — хождением против солнца, написание имени Исус — на Иисус. Эти и прочие нововведения сопровождались жестокими мерами против ослушников.

«Никоновы новины» встретили сильное сопротивление со стороны сторонников старых обрядов. Первыми за «старую веру» против реформ и действий патриарха выступили протопопы Аввакум и Даниил. Они подали записку царю в защиту двуперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем стали доказывать, что внесение исправлений книг по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от «древлего благочестия», а её книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов, не касаясь обрядовой стороны реформы, выступил против усиления власти патриарха и за более простую, демократичную схему управления церковью.

Аввакум, сын сельского священника, в 1652 году был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. За выступления против церковной реформы патриарха Никона он в 1653 году с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 году царь, стремясь примирить Аввакума с официальной церковью, вызвал его в Москву, но Аввакум не отказался от своих взглядов. Он был талантливым и образованным человеком,  выдающимся писателем своего времени, которого в народе называли «неистовый Аввакум». Его выступления против Никона привлекали многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова). В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, в 1666 году его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 году сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе он написал свои главные произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие», в которых резко обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие), жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядов, а также царскую власть, самого царя, воевод. Его обличительные проповеди находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей, в распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража.

Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие представители раскола подверглись жестоким преследованиям. Священнослужителей отправляли в ссылки, лишали сана, заточали в монастыри. Аввакум вместе с ближайшими сподвижниками по царскому указу был сожжён в срубе. Представителей раскола из других социальных слоёв также подвергали жестоким наказаниям, ссылали в Сибирь, приговаривали к смертной казни. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Он одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны. Поместный собор Русской церкви, состоявшийся в 1681 году, настойчиво просил царя о расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над людьми-старообрядцами. Царевна Софья по просьбе духовенства в 1685 году издала знаменитые «12 статей» — государственные всеобщие законы, на основании которых впоследствии были преданы различным казням — изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах – тысячи человек-старообрядцев.

Старообрядчество разделилось на два основных толка: признающие необходимость священников при богослужении и обрядах и отрицающие возможность существования «истинного» духовенства. Отвергнувшие священство старообрядцы получили название беспоповцев. Первоначально они селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и поэтому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Кеpженец в Нижегородских землях. Впоследствии, в беспоповском движении возникли новые разделения и образовались новые согласия: даниловское (поморское), федосовское, часовенное, спасово, аpистово и другие, более мелкие — средники, дыpники, бегуны.

Те старообрядцы, которые решили, что можно прибегать к священникам, получившим поставление в «никонианской церкви», если они проклянут «никоновы новины» и получат надлежащую испpаву, стали называться поповцами или беглопоповцами, так как принимали «беглых», то есть покинувших своего епархиального епископа священников.

«12 статей» были отменены только при Петре I в 1716 году, а старообрядцам была предоставлена возможность полулегального существования при условии, что они будут платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». Не исповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу. За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение или совершение треб) все так же полагалась смертная казнь.

Комментарии к записи Из истории старообрядчества в России отключены

Страницы: 1 2