Вологодская область. Село Матвеевское

Провести полноценное генеалогическое исследование невозможно без знания истории тех мест, откуда происходит род. Во время одного из таких исследований наши специалисты доподлинно восстановили историю села Матвеевское, что на Вологодчине.

Деревня Матвеевское, располагалась в Кубенской волости Вологодского уезда, в 31 версте от уездного города Вологды и в 8 верстах от волостного правления в селе Кубенском.

Страница из губернских ведомостей. Вологда 1897 год

Страница из губернских ведомостей. Вологда 1897 год

В конце XVIII — начале XIX века деревня принадлежала представителям дворянского рода Беклемишевых: Ивану Даниловичу Беклемишеву, его сестре Домне Даниловой Беклемишевой, затем сыну Ивана Даниловича — Афанасию Ивановичу и его внуку Никифору Афанасьевичу Беклемишевым. Затем собственником деревни стал дворянин Всеволод Иванович Омельянов, постоянно проживавший в городе Санкт — Петербурге. В 1847 году после смерти Омельянова деревня Матвеевское перешла по завещанию его сестре помещице Александре Ивановне Станиславской, урожденной Омельяновой. В это время, по данным 1859 года, в деревне было 7 дворов, в которых проживали 55 человек, к 1907 году число дворов увеличилось до 18 дворов, а жителей — до 93 человек. Последней владелицей деревни стала дочь Станиславской полковница Наталья Александровна Шлегель.

Деревня Матвеевское относилось к приходу церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Песочном. Село Песочное расположено на юго-западе Кубенского озера, в полутора верстах от села Кубенского и в тридцати верстах от Вологды по Кирилловскому тракту.

На месте села Песочного в начале второй половины XVIII века находился Песочный монастырь. Первое краткое описание этого монастыря содержится в «Истории российской иерархии» архимандрита Новоспасского Московского ставропигиального монастыря Амвросия, изданной в 1813 году. Согласно этому описанию название монастыря произошло от песчаного озерного берега, на котором он был расположен. Сведений о том, когда Успенский мужской монастырь был основан, не сохранилось: все документы церковного архива сгорели в последний пожар пред упразднением монастыря. Но, как говорится в этом издании, он «по примечанию должен быть древний». В ряду игуменов Песочного монастыря упоминается игумен Пимен, который, по древнему сказанию о Заоникиевской пустыни, по распоряжению Вологодского епископа Антония в 1588 году был назначен вместе с некоторыми другими духовными лицами для исследования обстоятельств явления иконы Божией Матери, что в Заоникиевой обители, и чудотворений от нее. На основании этого можно сделать вывод, что монастырь был основан не позже третьей четверти шестнадцатого века, потому что игумена из строящейся или только что устроенной малоизвестной обители вряд ли бы послали для упомянутого важного дела, к тому же ничего не говорит о том, что игумен Пимен был первым игуменом Песочного монастыря. Монастырское здание «было все деревянное, но около 1760 года бывшим там строителем Дионисием выстроена великолепная двухэтажная каменная готической архитектуры церковь с приделами: Положения Ризы Богоматери и Св. Николая, с образца коей сей же строитель по упразднении оного монастыря будучи переведен в Сямской монастырь выстроил и там таковую же церковь. До штатов 1764 года Песочный монастырь имел 116 душ крестьян. По упразднении же обращен в приходскую церковь около лежащих деревень и ныне церковь обнесена уже каменною оградою, а также пристроена к ней и колокольня».

О том, что еще в 1762 году здесь был монастырь, свидетельствует указ о восшествии на престол Императора Петра Третьего, сохранившийся в церковных архивных бумагах и начинающийся со слов: «Указ Его Императорскаго величества самодержца всероссийскаго из вологодской преосвященнейшаго Иосифа епископа вологодскаго и белозерскаго духовной консистории Успенскаго Песочнаго монастыря игумену Иоасафу з братиею сего генваря 11 числа 1762 года»… Богослужебные церковные книги, принадлежавшие Свято-Успенскому Песочному монастырю, были напечатаны в первой половине XVIII века. Так, «Апостол» печати 1742 года имел надпись «сия книга Свято-Успенскаго Песочнаго монастыря». В метрической книге, сохранившейся с 1780 года, деревни вновь учрежденного тогда Песошенского прихода значились как «бывшей вотчины Песочнаго монастыря».

Существует предположение, что Песочный монастырь был основан выходцами из соседних Спасо-Каменного, Прилуцкого и Куштского монастырей, основанных соответственно в 1260, 1372 и 1420 годах. Согласно другой версии, он мог быть основан иноком или благочестивым местным жителем, которому впервые явилась чудотворная икона Успения. По одним сказаниям, икона явилась ближе к озеру, в так называемых «исадах», то есть сенокосных пожнях, и найдена была на камне, на котором, по преданию, приплыла по озеру. По другим она явилась уже в монастырь и не с озера, а «из горы», то есть, из береговой возвышенной стороны, по речке Щепинке.

О двухвековом существовании монастыря известно очень мало. Прошлое его не отмечено никакими славными событиями. Песочный монастырь не прославился ни великими подвижниками, ни великими чудотворениями от святынь. Жизнь его текла ровно и спокойно: иноки трудились, молились, совершали милостыню и просвещали, сколько могли, светом учения Христова жителей соседних сел и деревень. В эпоху смутного времени монастырь был разграблен литовцами и казаками, о чём сохранилась челобитная монаха Вологодского Песочного монастыря от 1615 года: «Государю, Царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея Русии бьет челом досталней чернец Илинархище Успенья Пресвятые Богородицы Песочнаго монастыря. Деялось, Государь, в прошлом в 121 [1612/1613] году и в 122 [1613/1614] году и в нынешнем в 123 [1614/1615] году, за умножение грехов наших, приходили, Государь, на нас Литовские люди не в один поём, и после Литвы нашли на нас воровские казаки, и стояли у нас стояньем 17 недель; и в твоем Государеве Цареве Богомолье в монастыре Литовские люди и воровские казаки, старцев и служек и трудников присекли и прижгли и в церквах книги и свечи местныя все побрали и лошаденца монастырские все побрали и хлеб, Государь, молоченой и немолоченой и нежатой, таж и овес и ячмень все истравили; и твое Богомолье Царьское стоит впусте и вотчинка Прсвятые Богородицы запустила от Литовских людей и от воровских казаков, присечены и присжены и с женами и с детьми, и вся разорена до конца. Милостивый Царь Государь и великий князь Михаил Феодорович всеа Русии! учини, Государь, свой царьской указ, и вели, Государь, дозрети свое богомолье Успенья Пресвятые Богородицы и Николы Чудотворца Песоченской монастырь и вотчинку Пресвятые Богородицы и Николы Чудотворца. Царь Государь смилуйся». Из этой челобитной видно, что монастырю с давнего времени принадлежала вотчина, быть может, пожалованная еще при его основании.

Документ, датированный 13 мая 1663 года, свидетельствует, что среди монастырских крестьян были скорняки и портные. Воевода Никита Константинович Стрешнев и дьяк Андрей Чистово получили царскую грамоту, чтобы «тотчас собрать с вотчин Вологодских монастырей со всех скорняков и портных мастеров с 10 человек по 2, с женами и детьми и выслать их за крепкими поруками к Москве». По этой грамоте воевода и дьяк послали одного стрельца за нужными людьми в Прилуцкий, Каменный, Песочный, Подольный, Катромский, Евфимьев, Глушицкий, Лопотов, Рабангский и Александров монастыри.

В окладных книгах Вологодского архиерейского дома, начиная с 1664 года, постоянно упоминается Песочной монастырь, но без указания платимой дани. В книге 1664 года назван только Песочный монастырь, а в книгах 1671, 1675, 1680 годов значится «Песочной монастырь, а в нем храм Успения Пресвятыя Богородицы, да в пределе того храма служба Положения Риз; теплый храм Николая Чудотворца. В вотчине того монастыря — сельцо, крестьянских и бобыльских — 46 дворов».

Почти к этим же годам относятся известия о жертвах, какие монастырь принес вместе с другими обителями на общегосударственные нужды, особенно во времена Разинского бунта и войн за Малороссию. В 1671 году по царскому указу и по боярскому приговору собирали «ратным людям на жалованье по две гривны с двора», а в 1673 году — по полтине со двора». Песочный монастырь в первый раз уплатил 9 рублей 6 алтын 4 деньги, а во второй — 23 рубля. В 1678 году, по царской грамоте, полученной 19 мая стольником и воеводой вологодским Иваном Даниловичем Голохвастовым и дьяком Перфильем Ляпиным из Ямского приказа, с каждой сотни монастырских дворов было велено взять даточных конных людей по человеку или деньгами по полуполтине, сверх ранее собиравшихся на жалованье ратным людям. С Песочного монастыря было послано по этой грамоте 18 рублей с монастырским служкой Васильем Власовым.

В росписи 1681–1682 годов Вологодской архиепископии значится «в вотчине Песочного монастыря крестьянских и бобыльских 43 двора». Ко времени упразднения Песочного монастыря за ним числилось уже 60 крестьянских дворов и 116 жителей мужского пола. При монастыре существовал приходский причт для исправления мирских треб. Вотчина состояла из семи деревень, впоследствии вошедших в состав Песошенского прихода: Ирхина, Манина, Тимофеева, Легкого, Титова, Селезнева и Дресвянки, а также трех сел: Бузакова, Брелина и Сельца. Кроме этого, монастырю принадлежали богатые пустоши и пожни по берегам Кубенского озера. Так что упразднен монастырь был, скорее всего, не по бедности и недостатку братии, а вследствие пожара, что подтверждает документ 1759 года — прошение предпоследнего игумена Иоасафа Вологодскому епископу Серапиону: «Сего апреля 1 дня позван я нижайший на Вологду священнослужения ради в Вологодской Софийской собор на сей апрель месяц в чреду, а за недостатками и скудостию того нашего Свято-Успенскаго Песочнаго монастыря и за неимением своего собственнаго монастырского подворья той месячной чреды против прочих игуменов исправлять мне нижайшему невозможно». Далее следуют просьба об освобождении и резолюция: «Уволить за показанную нужду игумена Иоасафа от чредослужения, а в цветную и светлую недели можно исправить иными игуменами священнослужения, котории прилучатся быть на Вологде. Априлия 3 числа 1759 года». В 1756 году в монастыре было всего трое монашествующих вместе с настоятелем: игумен Иаков, бывший Спасо-Печенгский игумен Иосиф и наместник иеромонах Мардарий. В списке монашествующих за 1761 и 1762 годы в Успенском Песочном монастыре оставался лишь игумен Иоасаф, монашествующих не было; тогда как в 1732 году показано девять человек братии.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, как значится в описи от 1812 года, была заложена и построена еще при существовании монастыря и для монастыря. Как говорится в «Истории российской иерархии», каменная церковь была выстроена около 1760 года. Ограда храма сделана в виде высокой каменной стены, придававшей ему вид скорее монастыря, чем приходской церкви. Во втором ярусе колокольни хорошо сохранилась особенная комната, с маленьким окном, вероятно, предназначавшая для монастырской ризницы, или казны. Устраивая так храм, строители не думали, что монастырь вскоре будет упразднен.

Информация для составления истории семьи, генеалогического древа, написания родословных книг: Государственный архив Вологодской области, Российский государственный архив древних актов (РГАДА), историческая и справочная литература.

деревня Матвеевская кубено-озерского района

Село Матвеевское. Начало XX века

Комментарии к записи Вологодская область. Село Матвеевское отключены