Генеалогия крымских караимов

Крымские караимы

Крымские караимы

Крымские караимы, потомки племен Хазарского каганата и аборигенного населения Крыма — один из самых малочисленных тюркских народов. Во всем мире их насчитывается около двух тысяч (включая и потомков от смешанных браков), а на исторической родине, в Крыму, проживает несколько сотен.

Термин «караим» имеет двоякий смысл, и обозначает как этнос, так и приверженца караимской веры любой национальности. Этнос формировался в VIII–XII веках н. э., но связь караимов с хазарами до сих пор сохранилась в их языке, именах, фольклоре, обычаях. Фамилии крымских караимов Узун, Комэн, Калмук, Халач, Борю хранят в себе память о тюркских племенах и родах, принимавших участие в их этнической эволюции.

Караим тили — язык крымских караимов — относится к кыпчакским языкам и близок к языкам тех народов, которые издавна проживают на постхазарском пространстве: кумыкскому, карачаево-балкарскому, крымско-татарскому. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты. В то время как первые два диалекта практически не изменились за последние пять веков, последний был подвержен в значительной мере влиянию турецкого языка во время турецкого господства в Крыму в XV–XVIII веках. В лексике караимского языка сохранилось множество слов-архаизмов, утраченных в других тюркских языках. Этимология слова «караим» связана с ивритским глаголом кара — «читать, призывать, взывать». Образованная от него форма существительного карай (буквально «чтец») во множественном числе имеет форму караим («чтецы»). Традиционно караимы переводится как «люди, читающие, исследующие только Священное Писание».

Вероучение караимов — караимизм — монотеистическое. Возникнув в VIII веке, оно распространилось в Сирии, Египте, Хазарии, Византии, Испании, Иране, Крыму. В настоящее время число последователей этой религии не превышает 30 тысяч человек. В подавляющем большинстве это этнические арабы. Караимы-тюрки проживают в Украине, России, Литве, Польше. Небольшое количество греков, славян, евреев, исповедующих караимизм, проживает в Турции, Украине, Израиле.

Цель караимизма — служение Богу и любовь к ближнему, задача — сохранение библейской чистоты Закона. Основу караимского вероучения составляют тексты книг Священного Писания Старого Завета (Пятикнижие, Пророки, Гагиогирафы). Традиция не позволяет вносить изменения и дополнения к книгам Священного Писания, так как караимы убеждены, что Закон Господа совершенен и в коррекции не нуждается.

Молитвенному дому, который носит название кенаса, караимы придают значение храма с вытекающими из Писания требованиями. Порядок богослужения у караимов предусматривает участие каждого прихожанина в чтении молитв, которые состоят в основном из псалмов. Тексты Священного Писания, дополняющие псалмы, хотя и не имеют молитвенного значения, но относятся к определенному дню недели и праздникам, напоминают о храмовом жертвоприношении, носят нравоучительный характер. Праздничные и субботние молитвы отличаются от будничных большей продолжительностью и множеством духовных песнопений (зёмер), сочиненных караимскими поэтами в разные времена. Порядок богослужения и чтения молитв изложен в четырех молитвенных книгах по обряду караимов.

Религиозного сословия у караимов нет, духовным пастырем может стать любой мужчина, известный своим благочестием, знанием религиозных принципов и обрядности. Постижение истины заключается в самостоятельном изучении Закона. По караимскому вероучению, ни один религиозный авторитет не может «навязать» свое виденье исполнения Закона; у караимов отсутствует культ святых, нет посредников между Богом и человеком, нет отпущения грехов.

В дореволюционной России караимское вероучение было признано самостоятельной религией: в паспорте, в графе «вероисповедание» указывалось «караимское». Позднее, в советское время, в графе «национальность» писали «караим».

Родина предков Джуфт-Кале

Джуфт-Кале – родовое гнездо крымских караимов

Джуфт-Кале – родовое гнездо крымских караимов

Свое родовое гнездо караимы называют Джуфт-Кале, что в переводе с караимского языка означает «двойная (парная) крепость»: джуфт — пара, къале — крепость. Город возник предположительно в V–VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Возможно, в ту эпоху он носил название Фуллы: город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан. В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер. В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII–XIV веках Кырк-Ер был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Тогда же в городе стали селиться караимы, и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Караимы несли охрану крепости и пользовались самоуправлением, заведовали чеканкой ханской монеты, были ответственны за охрану знатных ленников Крымского ханства. Основными занятиями караимов были военное дело, ремесла, земледелие, торговля, медицина, богословие. Караим Биньямин Ага подписывал акт о вхождении на престол Шагин-Гирея в числе двенадцати высокопоставленных вельмож Крымского ханства.

В середине XIII века князь Даниил Галицкий переселил несколько сот караимов на землю Червонной Руси, и до настоящего времени их потомки живут в городе Галиче Ивано-Франковской области Украины. В конце XIV века такая же судьба постигла еще 400 караимских семей: великий литовский князь Витовт вывез их из Крыма в Литву вместе с татарами. За исключительную преданность караимов князь доверил им охрану своей резиденции — замка в городе Тракае. Проживая более 600 лет в иноязычном окружении, караимы Литвы сохранили родной язык.

До конца XVIII века крепость Джуфт-Кале была крупнейшим административным, культурным и религиозным центром крымских караимов. Рядом с ней в живописной Иосафатовой долине расположено древнейшее кладбище караимов, насчитывающее тысячи надгробий — свидетельство многовекового проживания в крепости караимов.

После присоединения Крыма к России в 1783 году начался численный рост и улучшение благосостояния караимов. Из древних мест обитания они начали переселяться во вновь образованные города Крыма (Симферополь, Севастополь), а затем и в крупные административно-экономические центры страны: в Москву, Петербург, Киев, Одессу, Харьков, Екатеринослав, Новороссийск. Во время Крымской войны, освобожденные императорским указом от службы в армии, караимы оказали русской армии помощь финансами, продовольствием, имуществом, обмундированием, фуражом, медикаментами.

На рубеже XIX–XX веков были построены здания кенас в Киеве, Харькове, Бердянске, Симферополе, Севастополе, открылись духовные и ремесленные училища, были созданы общественные фонды помощи. К началу XX века численность караимов достигла 14 тысяч человек.

Евпатория — духовный центр караимов

Крупнейшей караимской общиной в XIX веке стала евпаторийская община, и в 1837 году город Евпатория законодательно обрел статус духовного центра караимов России. Из Кале сюда была перенесена резиденция главы духовного правления — гахама, приглашались лучшие религиозные деятели, в городе увеличилось число школ. К концу столетия в Евпатории была открыта караимская типография, ремесленные училища, приюты для престарелых, созданы общественные фонды, построен бесплатный детский санаторий. В 1895 году было в Евпатории было основано Александровское караимское духовное училище по подготовке священнослужителей для караимских общин России и зарубежья. В начале XX века открылась караимская национальная библиотека-музей «Карай битиклиги» («Караимская библиотека»), начали издаваться «Известия Таврического и Одесского караимского духовного правления».

Комментарии к записи Генеалогия крымских караимов отключены

Страницы: 1 2