Масленица

МасленицаМасленица, или масленка, масленичная неделя, сырная неделя, сырница, белая мясоедь, мясопуст — древний славянский праздник проводов зимы и встречи весны, сохранившийся с языческих времен. До принятия славянами христианства он был посвящен богу Велесу (Волосу) — первому заботнику и заступнику домашнего скота, особенно коров, ведь к этому времени коровы обычно телились, а овцы ягнились. После крещения Руси Велес постепенно уступил место Святому Власию, наделенному чертами и силой всемогущего Велеса. На иконах Власий изображается верхом на коне в окружении домашних животных и непременно на зеленом лугу.

Срок проведения масленицы, которая по церковному уставу носит название сырная седмица, зависит от даты главного христианского праздника — Пасхи. По православным пасхалиям празднование масленицы начинается за 56 дней до Пасхи. Первое письменное упоминание о мясопусте относится к 1090 году при описании в Несторовской летописи эпидемии язвы в Киеве.

Среди множества других крестьянских календарных праздников масленица занимала особое место. Складывавшийся на протяжении многих веков, этот истинно народный праздник представлял собой сложный, многоплановый, регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих. Наиболее важными ритуальными элементами, определявшими суть праздника, были:

  • поминальные обряды, связанные с поминовением усопших родителей и родственников и употреблением ритуальной пищи — блинов, лепешек, оладий, пирогов, хвороста
  • обычаи, связанные с молодоженами — смотры молодоженов, гостевание их у родственников и знакомых
  • масленичные развлечения — катание с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городков
  • проводы Масленицы — зажигание костров, проводы-похороны, масленичные поезда, ряженье.

Готовиться к празднованию начинали еще с середины предыдущей недели: хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома — от чердака до погреба. Подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, выметали мусор со двора и перед воротами, готовили праздничную посуду. Закупали большое количество продуктов — мешки муки разных сортов для блинов, пряженцов и пирогов, бочки соленой рыбы, пряники, конфеты и орехи для детей, собирали молоко, сливки, сметану и коровье масло.

В субботу накануне сырной седмицы поминали умерших родителей. Для них пекли специальное угощение — блины — и клали его на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, раздавали в церквях нищим и монашкам. В воскресенье на заговены перед Великим Постом последний раз ели мясо. Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали разделить семейную трапезу умерших в доме родственников, оставляли для них на всю ночь накрытые большим количеством еды столы.

Непременным атрибутом масленицы были блины — лепёшки округлой формы, древнейший вид изделий из муки. До XV века они носили название «млины», а в «Домострое» (XVI век) уже упоминались под привычным для нас названием. В русских деревнях пекли пшеничные, гречневые, пшенные, ржаные, ячменные, овсяные блины и блинчики, которые ели со всевозможными добавками — рыбой, икрой, маслом, мёдом, сметаной. Первый блин выпекали особо тонким, чтобы через него посмотреть на белый свет и увидеть лица предков. Его полагалось как следует сдобрить маслом и сметаной и вынести на улицу птицам небесным.

Праздновать Масленицу начинали с понедельника. Для всего русского народа эти семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Каждый из дней имел собственное название: понедельник — «встреча»; вторник — «заигрыши»; среда — «лакомка»; четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг»; пятница — «тещины вечерки»; суббота — «золовкины посиделки»; воскресенье — «проводы», «проща», «прощенье», «прощеный день», «целовальник».

В понедельник все ходили друг к другу в гости: сосед к соседу, деревня к деревне. Доставали из сундуков самые лучшие наряды, навещали родственников. Дети собирали старые лапти и выходили на дорогу встречать едущих на санях. Спрашивали, везут ли гости масленицу. Если нет — забрасывали едущих лаптями. В гостях угощались блинами, распевали песни, водили хороводы. Молодежь строила снежные горы для катания. Начинали обряжать саму Масленицу — соломенную куклу или сноп. На сноп соломы, служивший основой для туловища, привязывали оборкой голову и руки, также из жгутов соломы, и прикрепляли большие груди из пучков пеньковых очесов. Сверху на куклу надевали праздничную рубаху, яркий ситцевый сарафан или клетчатую поневу и фартук. На голову концами назад повязывали красный ситцевый или шелковый фабричный платок. На ноги обували лапти, вплетали в косу атласную ленту. Костюм масленичного чучела должен был быть старым, ветхим, рваным, а иногда на него надевали еще и вывороченную мехом наружу шубу. При этом как солому для тела Масленицы, так и все предметы ее одежды следовало обязательно собирать из разных домов или покупать в складчину, превращая фигуру в обрядовый символ деревни или села. Всю неделю парни и девушки возили Масленицу по деревне в окружении ряженых. Каждая хозяйка ждала, чтобы Масленица посетила ее дом: это обещало, что в семье в этом году будут мир и лад.

Во вторник происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.

В среду хозяйки старались испечь как можно больше блинов, а мужики ходили с ними по дворам, чтобы всякий мог оценить, чьи блины лучше. Приглашать гостей на масленичной неделе было не принято — они приходили сами. Исключение составляли зятья, женившиеся недавно, которых в среду приглашали тёщи.

В четверг, который носил название широкой, весёлой или разгульной масленицы, даже на улицах ставили столы с угощением. Все гости были желанными, перед каждым отворялась дверь, всем полагалось угощение. Считалось: гость на пороге — счастье и благополучие в дом. В деревнях и городах устраивали качели, катались на санях, любимым занятием было катание с гор, на площадях и замерзших речках устраивали кулачные бои.

В пятницу тёщи ходили в гости к зятьям, а молодые хозяйки старались показать матерям своё мастерство. Тёща к зятю с тетёрками шла, а он ей подарки дарил: если мила тёща зятю, то и подарок она получала отменный. В этот день устраивали снежные крепости, которые с боем брали штурмующие.

В субботу к невесткам приходила мужнина родня. Молодые невестки созывали в гости своих золовок и подруг. Гостям подавали блины со сметаной, вареньем и мёдом, не обходилось и без наливочки.

В последний день — прощеное воскресенье — с утра родные и близкие просили друг у друга прощение за нанесенные в прошедшем году обиды, чтобы оставить всё плохое в прошлом и начать новый год с чистой душой. А днём начинались проводы Масленицы. Загодя к определенному месту на околице деревни стаскивали старые, вышедшие из употребления вещи, изношенные лапти, части обветшалых плетней, разваленные дровни, пустые смоляные бочки, колеса от телег, бороны без зубьев, солому из постелей, на которых спали весь год. Обычно для костра выбирали возвышенное место: считалось, что чем выше и ярче костёр, тем богаче деревня. На ритуальном костре сжигали соломенное чучело — Масленицу, а затем парни и девушки прыгали через костёр, проходя через своеобразный обряд очищения: огонь уносил все плохое, предвещая светлое будущее. В воскресенье в последний раз ели скоромную пищу, поэтому этот день также назывался Великим заговеньем, вечером поминали усопших и ходили в баню.

Комментарии к записи Масленица отключены