Праздник Ивана Купалы

Иван Купала — один из самых почитаемых в народе праздников славянского календаря, отмечаемых 7 июля (24 июня по старому стилю). В православной церкви в этот день празднуют Рождество св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.
Купальский праздник издревле был одним из наиболее ярких, и его языческий характер сохранялся на протяжении веков после принятия славянскими народами христианства. Значимость его была обусловлена тем, что он отмечался на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, лежавшего в основе древнего земледельческого календаря. На этот период приходится время наивысшей солнечной активности в году, после чего солнце начинает постепенно «угасать»: день становится короче, ночь — длиннее.
Праздник Ивана Купалы был для наших предков великим днем очищения огнём и водой. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника, в ночь на Ивана Купалу, включали в себя сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства. «Живой огонь» для костра добывали с помощью трения сухих палочек, а затем в середину костра ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. В костре сжигали специально изготовленные к этому дню ритуальные предметы — символы купальского обряда: чучело, срубленное и украшенное деревце, пучки веток, цветов, зелени, укрепленные на шесте. Сначала участники обряда обходили с ними село, устраивали хороводы и игры, а затем бросали их в костер. В огне уничтожали и предметы домашнего обихода: веники, метлы, обувь, нитки, бочки, бороны, мазницы, телеги, деревянную посуду, похищенные со дворов соседей, снятые с петель двери, калитки, разобранные заборы. Чучелам давали имена: Ведьма, Купала, Мара, Марина, Ульяна, Катерина, реже Иван, Дед, Черт. Их носили по селу на шесте, после чего-либо бросали в костер, либо выбрасывали в воду, под мост, в канаву, забивали камнями, разрывали на части.
Особое место в купальском обряде отводилось венкам. В них рядились преимущественно девушки. В конце венки бросали в костер, в воду, разрывали на части, относили в огород, забрасывали на крышу, реже — относили на кладбище или бросали в колодец. Нередко купальские венки сохраняли и использовали для лечения или магических действий.
Празднование Ивана Купалы непременно сопровождалось омовением водой. В купаниях, как правило, принимали участие все односельчане, независимо от пола и возраста. Человека, отказавшегося купаться, подозревали в колдовстве. Повсеместно бытовало представление об оздоровляющем действии купальского омовения. Считалось, что в этот день необходимо окунуться в воду, чтобы в течение лета чувствовать себя в ней безопасно. На рассвете девушки и женщины совершали ритуальное омовение росой. Для сбора росы по мокрой траве таскали скатерть, которую потом выжимали в какую-нибудь емкость. Широко был распространен обычай в Иванов день обливать встречных водой или грязью.
К празднованиям был приурочен и сбор ивановских растений. Считалось, что заготовленные в это время, они имеют особую силу. Согласно поверью, в купальскую ночь растения в садах, лесах и полях перешептываются друг с другом и могут переходить с места на место. В эту ночь расцветает даже папоротник, цветок которого сулил нашедшему счастье, удачу, магическую силу. К волшебным травам относили и разрыв-траву. Подобно папоротнику, она зацветает раз год в купальскую ночь. Ее огненные цветы обладают способностью делать человека невидимым, но основное назначение разрыв-травы — разрушать все преграды, открывать любые замки и запоры. Искали в купальскую ночь также перелет-траву или одолень-траву, которая могла сделать человека невидимым.
Праздник Ивана Купалы повсеместно считался молодежным. Группы молодёжи уходили в леса и поля, прыгали через костры, стрекаву (крапиву), катались по посевам, играли в горелки. В этот день допускалось наиболее свободное общение полов. Согласно преданиям, в купальскую ночь снимались все запреты на любовные отношения между мужчинами и женщинами.

Комментарии к записи Праздник Ивана Купалы отключены