Великий Четверг

Великий четверг
После Вербного воскресенья начинается Страстная неделя – последняя неделя Великого поста перед Пасхой. Особое значение на этой неделе имеет четверг. В церковном календаре он носит название Великий, а в народном – Чистый четверг или Четверток. В церкви в этот день вспоминают Тайную вечерю, когда Иисус Христос, предвидя предательство одного из своих учеников и близкую мучительную смерть, завещал своим последователям любить друг друга.
У русского народа с Чистым четвергом связано множество обрядов, смысл которых сводился к тому, чтобы очистить дом и усадьбу от сора и грязи, а душу – от греховных помыслов, предупредить болезни и напасти. Поутру все в доме вставали задолго до восхода солнца. Хозяйка в дымное окно или в открытую печную трубу начинала поочередно выкликать скот свойственной каждому виду кличкой, пока какое-нибудь животное не подавало голос. Это считалось верным знаком того, что в наступающем году не падет не одно животное этого вида. На передний угол дома вешали веник-голик или старый лапоть, чтобы защитить цыплят от коршуна; с этой же целью на огороде на колья ограды надевали перевернутые горшки. Хозяйка пела в курятнике петухом, а также сгоняла кур с насеста помелом – для того, чтобы они лучше неслись.
Утром Чистого четверга некоторое время обязательно посвящали работе: мужчины плели лапти, тесали топорища, делали другую домашнюю работу, а женщины занимались рукоделием. Это должно было принести здоровье и силы трудиться в течение всего года. Кроме того, старшие мужчины ходили из дома в дом бражничать, чтобы в течение всего года жить в довольстве и веселье.
В этот день совершали разнообразные очистительные ритуалы, направленные как на человека, так и на его ближайшее «окружение»: дом, двор, хозяйство, утварь, одежду. Мыли, скоблили ножом, драили песком и голиком стены и потолки избы, стол и лавки. Считалось, что если в Чистый четверг дом вымоешь, то чистота в нем будет водиться весь год. Из леса приносили можжевельник, жгли его прямо в доме и перешагивали через этот целительный огонь, переводили через него скот, переносили детей и даже домашние вещи, чтобы уберечь себя от болезней и нечистых духов.
Во многих местностях в Чистый четверг исполняли древний обряд очерчивания магического круга – установления незримой границы, призванной обеспечить защиту и благополучие крестьянскому дому. Хозяева до восхода солнца трижды обходили («объезжали») дом, двор, огород, поле, произнося специальный заговор. Существовали различные варианты этого обряда: дом объезжали на клюке, помеле, кочерге или палке; обходили, читая 102-й псалом Давида. Одним из способов установления границы было «закрещивание»: чтобы не допустить в дом нечистую силу, хозяин чертил в избе и в хлеву над матицей крестики по числу «дырочек» (двери, окна, печь). Этим оберегали дом, домочадцев и скотину от всякого зла, а также от «гадов» (ужей, лягушек, насекомых).
В Чистый четверг топили баню, причем не только для себя, но и для умерших («родителей») и домового («хозяина»). Для них на полке оставляли ведро воды и веник, приговаривая при этом: «Тебе баня на стоянье, а нам на здоровье».
Мытье в Чистый четверг имело обрядовое значение, при этом вода наделялась особой магической силой. Воду для омовения надо было брать рано утром, до восхода солнца, «пока ворон крыло не омочил». В одних местностях было принято купаться в проточной воде, в других на реку за водой ходила хозяйка. Сначала она обливалась сама, затем окатывала ею мужа и взрослых детей, после чего в избе мыла теплой водой маленьких детей. В заключение она перевязывала всем домашним запястья и поясницы пряжей, спряденной в предыдущую ночь. Причем прясть ее полагалось в обратную сторону, то есть закручивая веретено влево. По поверью после этого никто в доме не должен был болеть в течение всего года.
С омовением была связана и любовная магия: девушки до восхода солнца бегали умываться к реке, стараясь никого не встретить по дороге, чтобы весь год быть красивыми и любимыми. Этот день считался подходящим и для общения с нечистой силой. Чтобы увидеть домового, брали свечу, принесенную с вечерней службы, и поднимались на чердак. Явление мохнатого домового предвещало богатство, а голого, без шерсти — нищенство. Пытаясь заручиться расположением домового, под угол дома клали для него еду, говоря при этом: «Чужой домовой, ступай домой, а свой домовой, за скотиной ходи, скотину паси». Придя ночью в лес, сев на березу или осину и сняв с себя нательный крест, звали лешего и расспрашивали его о будущем. В других местах отправлялись в лес до восхода солнца и говорили: «Царь лесной, царица лесная, дай мне на доброе здоровье, на плод, на род!», после чего собирали муравьев, приносили их в хлев, полагая, что от этого скот будет плодовит.
Считалось, что все, совершенное в Страстной четверг, должно обернуться удачей и прибылью. Так, соседки стучали друг другу в окна и спрашивали: «Дома ли овечушки (коровы, куры», на что хозяйка отвечала: «Дома, дома». Так продолжалось до тех пор, пока соседка не перебирала по очереди весь скот, все огородные и зерновые культуры, а также множество предметов домашней утвари в надежде на их приумножение в течение года. Перетряхивали деньги или умывались «с серебра», чтобы деньги не переводились в карманах весь год.
Повсеместно в Чистый четверг запасали различные снадобья, наделенные магической силой. Наиболее распространенным из них была четверговая соль. Завернутую в тряпочку соль освящали в церкви, перепекали в печи или просто выносили «на зорю», под звезды, полагая, что тем самым она приобретет целительные свойства. Большое значение придавалось и четверговой свече: горящую свечу приносили после вечерней службы домой и дымом чертили на воротах, окнах и потолке кресты, чтобы уберечь дом от летних гроз, нечистой силы и всякого зла.
Ночь на Великий четверг считалась благоприятной для колдовства и гадания: семейные люди гадали о здоровье членов семьи, а холостые парни о том, отдадут ли их в солдаты, женятся ли они в этом году и какая будет жена.

Комментарии к записи Великий Четверг отключены