18.04.2011. Вербное воскресенье

Вербное воскресенье, или праздник Входа Господня в Иерусалим — один из двенадцати главных праздников православной церкви. Согласно библейской истории, за шесть дней до празднования еврейской Пасхи Иисус Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим. Накануне, в субботу, в маленьком селении Вифания он воскресил умершего от болезни Лазаря. Весть об этом чуде быстро донеслась до Иерусалима. Толпы народа, приветствовавшие Христа, бросали под ноги осла цветы и пальмовые ветви. В обрядах русской православной церкви пальмовые ветви заменила верба – единственное растение, цветущее на Руси в это время. Особенностью праздника является освящение веточек вербы в храме.
В древней Москве после обедни устраивали торжественный крестный ход из кремлевского Успенского собора на Лобное место, в котором принимали участие патриарх московский и царь. На Красной площади, где совершался молебен, в санях, украшенных красным и зелёным сукном, была установлена освящённая верба, увешанная яблоками, финиками, смоквами и другими плодами. Освящённые в церкви прутики вербы приносили домой и легонько стегали ими домочадцев, особенно детей, приговаривая: «Верба хлёст, бей до слёз», «Как вербочка растёт, так и ты расти». Считалось, что это помогает детям расти послушными, здоровыми и разумными. В доме принесенную из храма вербу ставили на Божницу, украшали ею домашние иконы, хранили в течение всего года – использовали как оберег, как целительное средство.
В деревнях веточками вербы хлестали скотину со словами: «Не сохни, как верба не сохнет, Богом данная скотинка». Во многих губерниях ветки вербы хранили целый год, до Георгиева дня, на который в деревнях приходится первый весенний выгон скотины. В этот день брали годовалую вербу, мочили ее в святой воде и окропляли животных на дворе, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди», а затем с вербой в руках гнали их на пастбище.
В городах на Вербное воскресенье устраивали ярмарки, на которых торговали в первую очередь веточками вербы, а также игрушками, цветами и сладостями, ведь этот день считался также детским праздником. На многолюдных базарах можно было купить раскидаи, бумажные китайские фонарики, разноцветные воздушные шары, херувимов из сахара или воска, глиняные свистульки, пищалки «уйди-уйди», «тёщины языки». Здесь же, на разостланных на земле толстых холстах, кустари и ремесленники московских уездов раскладывали свои изделия: расписные чашки и ложки, туеса, вырезанные из липы фигурки медведей, козлов и лошадей.
Главным развлечением был приезд в город цирка. На берегу реки раскидывали шатер, со всех сторон обклеенный яркими афишами. Программа представления включала как показ чудес – например, женщины-русалки, так и выступление фокусников, настоящих берберийских львов и борцов с мировой славой. Рядом с цирком устанавливали качели и карусели, а также балаган, где любимец публики Петрушка под хохот собравшихся распевал сатирические частушки. Развлечением богатых горожан были вербные катания. Богатые купцы вывозили в экипажах дочерей-невест, а дворяне выезжали верхом на конях. В катаниях принимал участие даже генерал-губернатор, хозяин города, в сопровождении блестящей свиты. Во время народного гуляния из пекарен выносили на улицу и продавали с лотков «гречневики», гороховый кисель и постные блины.
Во второй половине дня гулянье стихало. Впереди у православных была Страстная неделя с её строгим постом, после завершения которой наступала Пасха и начинались новые, еще более широкие гулянья.

Комментарии к записи 18.04.2011. Вербное воскресенье отключены