Свадебный обряд

Заключение брака – одно из важнейших событий у всех народов, так как именно оно связано с продолжением рода, образованием новой семьи, новой ветви родословного древа. Свадебные обряды создавались в течение многих веков, передавались из поколения в поколение. Нередко они различались даже в двух соседних деревнях, однако в целом свадебный чин требовал, чтобы ни одно из обрядовых действий не было упущено.

Одним из древнейших русских свадебных обрядов является обычай устроения брака посредством сватов и свах. В XI – XVI веках браки на Руси совершались по воле родителей: очень часто жениху и невесте в момент первого вступления в брак было по 12-13 лет. Как правило, они не знали друг друга до свадьбы, и только когда жених вступал во второй брак, он уже мог выбирать невесту по своему усмотрению.

Обычно сваты или свахи отправлялись в дом родителей или родственников невесты и спрашивали у них о желании отдать девицу замуж. Реже первый шаг делали родители невесты, посылая в дом жениха в качестве свата близкого человека. Устроение брака при помощи сватов было общепринятым явлением во всех классах русского общества.

Ни жених, ни невеста вообще могли ничего не знать о планах родителей. Если родители невесты не желали отдавать ее за конкретного жениха, они обычно отвечали сватам, что невеста молода. Но и в случае положительного решения давать согласие на брак сразу было не принято. В этом случае сватам говорили, что посоветуются с родней и назначали день окончательного ответа.

В случае согласия сваты просили родителей дозволения увидеть невесту. Получив на это разрешение, семья жениха посылала в дом невесты так называемую «смотрительницу» — родственницу или мать жениха. Сам жених не имел права видеть невесту до дня свадьбы и должен был довольствоваться только теми сведениями о ней, которые передавала ему смотрительница.

После сватовства следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. В дом жениха ехали отец невесты, ее брат или дядя. Осматривали гумно, амбары, хлев, скотину, домашнюю утварь. Удовлетворившись результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства — рукобития, запорук или сговора. Родители девушки и парня «били по рукам», натянув на ладонь рукав, иначе молодые всю жизнь проживут бедно, а девушку «закрывали» или «завешивали» платком, повязанным у нее на шее. Завершался сговор запоем или пропоем. Пропить означало решить дело окончательно и бесповоротно. На стол ставили большую чашу, в которую приехавшие гости выливали вино или пиво. Старший со стороны жениха зачерпывал его и раздавал всем по старшинству со стороны невесты. Затем отец невесты угощал всех пришедших со стороны жениха, при этом каждый раз он должен был отпить из чарки первым. На сговоре составлялся уговор. Рядную запись писал подъячий, в ней указывалось, что обе стороны постановили: жених обязывался взять в жены такую-то, а ее родственники должны были дать за невестой приданое. Сговор имел юридическую силу, отказаться от брака после него значило оскорбить семью.

Приданое состояло из постели, платьев, домашней утвари. Особо ценилось приданое, сделанное руками самой невесты, ведь оно свидетельствовало о том, какая девушка рукодельница, умеет ли прясть и ткать. С этого времени начинались причеты невесты – своеобразные песни девушки, с которыми она обращалась к родителям с просьбой не отдавать ее замуж. Обряд причитаний должен был соответствовать традициям, не плакать означало быть неблагодарной по отношению к родителям. Если девушка не была голосистой, причитать ей помогали подружки.

После сговора девушку уже называли сговоренкой или невестой, а парня женихом, и в их домах начинали готовиться к свадьбе – варить пиво. В былые времена выражение «заварить пиво» и означало готовиться к свадьбе. Обычай требовал, чтобы в доме невесты заваривание пива происходило на улице, при всем честном народе. За неделю до свадьбы в дом невесты приглашали швалью – так в старину называлась портниха, а также неделя, в течение которой в доме невесты кроили и шили подарки для родственников жениха. Помогали невесте подружки, для них это был повод показать свое мастерство в рукоделии. На этой неделе жених привозил невесте подарки и пряники, поэтому это посещение называлось «приехать с пряниками». Невесте полагалось не сразу принимать дары, а причитать, просить жениха опамятоваться, отказаться от нее. Он мог приехать в дом невесты не один раз, но так и не увидеть ее.

Накануне свадьбы в доме невесты устраивали девичник, а в доме жениха – мальчишник. Для девушки это была последняя ночь в родительском доме, она прощалась с подругами, с девичьей красотой. В некоторых районах было принято наряжать маленькую елочку или березку, украшать деревце лентами и косой из кудели. Именно оно называлось девичьей красотой, его прикрепляли на угол дома, крыльцо или ворота. На утро свадебного дня дары надо было «выкатать», то есть выгладить, завязать в узлы. Сваха тем временем ехала в дом жениха готовить брачное ложе. Поскольку существовало верование, что колдуны могут нагнать порчу в дом, где готовится свадьба, сваха обходила кровать, предназначенную для молодых, с веткой рябины, на которой были вырезаны символические знаки. За свахой шли прислужники, число которых могло доходить до ста человек, они несли разные принадлежности брачной комнаты и брачного ложа.

Брачной комнатой обычно служил нетопленный сенник. На богатых свадьбах его обивали и устилали коврами, по стенам размещали лавки, на которые ставили по оловяннику питейного мёда. По углам втыкали по стреле, на которые вешали соболей, а на оконечность накалывали калач. Над дверьми и окнами, как внутри, так и снаружи, прибивали по кресту.

Когда в брачную комнату вносили постель, то впереди несли образа Спаса и Богородицы и большой крест. Постель приготовляли на кровати или широкой скамье, на которые сначала настилали снопы, поверх них ковер, затем перины, две подушки и изголовье. Постель закрывали холодным одеялом, а в ноги клали теплое одеяло, шубу и ковер. Над постелью ставили образа и крест, возле постели – кадки или открытые бочки с пшеницей, рожью, овсом и ячменем, символизирующие изобилие, которого желали новобрачным.

В дом невесты с утра приезжала сестра жениха, советовала, кто наиболее уважаем в их семье, кого надо почесть в первую очередь. Для невесты с утра топили баню, она шла в нее с сестрой или подружками. Мытье в бане расценивалось как утрата девичьей красоты, ее «смывание». Жених должен был выкупить девичью красоту.

Венчание обычно происходило вечером. С его приближением невесту начинали одевать в самое лучшее платье и навешивали на нее как можно больше украшений, при этом подружки пели ей свадебные песни. Однако по нормам деревенской и даже городской жизни одного церковного венчания было недостаточно. Брак считался действительным только после совершения традиционного свадебного обряда. В случае, когда после венчания по каким-либо причинам свадьба сыграна не была, то молодых разлучали до дня свадьбы.

День свадьбы был знаменательным событием не только в жизни молодоженов, но и всей деревни. Если в церкви процедура венчания совершалась священником по предписанным церковным правилам, то свадьба игралась согласно вековым традициям. Роли участвующих в этом обряде распределялись заранее. Главным распорядителем в ней был дружка (дружко) – весельчак, бойкий на язык, хорошо знающий весь обряд. Ему помогал подружье или третьяк. Иногда помощников было по два-три или даже больше с каждой стороны, они сопровождали молодых, держали над головами молодых свадебные венцы, развлекали гостей.

Во главе женихова поезда стоял тысяцкий, обычно крестный, он же посаженный отец жениха. Он распоряжался свадебным поездом (так называли тех, кто приезжал вместе с женихом за невестой), увозил из родительского дома жениха, оплачивал свадебные расходы из денег, выданных ему женихом. Гости на свадьбе назывались боярами (большими боярами со стороны жениха и малыми – со стороны невесты), новобрачных после венчания называли князем и княгиней. Число поезжан обычно бывало нечетным, среди них была сватья – тетка или божатка (крестная) жениха, а также сват, который ладил сговор. Немаловажной особой в поезде был кравчий – чаще всего двоюродный дядя жениха, обязательно женатый, который хорошо знал обряд. Его задачей было резать пироги – рыбники, курник – и угощать ими гостей. По дороге молодежь обычно останавливала поезд, требуя выкуп. Дружки угощали парней и девушек пряниками, пирогами, пивом и вином, приходилось откупаться и деньгами.

Комментарии к записи Свадебный обряд отключены

Страницы: 1 2 3