Муром

Селище племени мурома
Название «Муром» произошло от названия финно-угорского племени мурома и означает «люди на суше». Первое письменное упоминание об этом городе имеется в общерусском летописном своде «Повесть временных лет» под 862 годом. Однако результаты археологических раскопок говорят о том, что эти земли были заселены значительно раньше 862 года — в каменном веке, а на территории современного города в VI-VII столетиях было расположено так называемое Николо? Набережное селище с военным убежищем — кремлем — на Кремлевской горе.
В «Повести временных лет» Муром упоминается в одном ряду с Новгородом, Полоцком, Ростовом. Как повествует летопись, в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома.
Племя мурома «сидело» на реке Оке, самом большом притоке Волги, еще в VI-VII веке и к IX веку имело уже большое поселение. Племя рано завязывает торговые связи со своими соседями — славянами и булгарами. Мурома продают мех куницы, белки, соболя и лисицы, пчелиный воск, рыбу, а взамен берут ремесленные изделия, изготовление которых у племени было развито слабо.

Муром — крепость Древней Руси
Постепенно в поселение проникали славянские ремесленники, а затем и дружинники. Появление здесь славян относится к Х веку. В это время в могильниках муромы появляются погребения с западной ориентировкой и набором славянских вещей. Муром становится славянским городом со всеми присущими ему особенностями того периода. Строятся укрепления, возводятся деревянные стены. Славянская дружина занимает главенствующее положение, город превращается в крайний восточный форпост Руси. На высокой горе, там, где сейчас находится Окский парк, дружина устроила крепость.
На Муром неоднократно нападали булгары, пока здесь не закрепилось превосходство русичей, чему способствовали победы над булгарами князя Святослава Игоревича (в 964 году) и его сына князя Владимира (в 981, 982 и 985 годах).
Относительно длительные мирные периоды способствовали развитию ремесел и торговли. Муром все больше укреплял свое значение видного русского города на Оке. Вместе с тем разгоралась борьба русских князей за обладание городом. Они стали смотреть на Муром, как на вотчину, которая наследовалась сыновьями в семье. Так, киевский князь Владимир завещал Муром старшему сыну Глебу. По преданию, князь Глеб предпринял попытку обратить население города в христианство, но потерпел неудачу и был вынужден спасаться от недовольства народа в укрепленном дворе.
Очень скоро город стал одним из торговых центров северо-? восточной Руси. Он славился ремеслами: гончарным, кузнечным, косторезным, металлообрабатывающим. Жители города, окруженного дремучими лесами, занимались охотой, рыболовством, скотоводством, бортничеством, вели оживленную торговлю с волжско? камскими булгарами, которые ежегодно приплывали в Муром на судах со своими товарами. Сюда же приезжали купцы из Рязани, Киева, Чернигова, Смоленска и даже греки из Крыма. Народные предания, былины свидетельствуют о том, что после принятия Владимиром христианства на Руси верховный киевский жрец Перуна — Богомил стал предводителем разбойников под именем Соловья-? разбойника. Вот и приходилось муромским купцам ехать в Черниговскую Русь не прямо, а по Оке, Волге, волоком до Днепра, а с него в ладьях на Десну. Народное предание не случайно связало с Муромом былинного героя, сына крестьянского Илью Муромца, сумевшего победить Соловья-? разбойника во время поездки в Киев.
Крепнувшие связи с Черниговской Русью решили дальнейшую судьбу Мурома. С 1054 года он стал владением черниговских князей, которые превратили его в центр Муромо? Рязанского удела. После княжеских распрей и съезда русских князей в Любече в 1097 году Муром попал в удел Ярославу. Князь угрозами и посулами заставил муромцев принять христианство и крестил народ в Оке. Это событие он отметил строительством церкви Благовещения, на месте которой впоследствии был основан монастырь.
Сыновья Ярослава после междоусобной войны разделили княжество на два самостоятельных — Муромское и Рязанское, чем сильно ослабили положение Мурома, из?-за чего он не раз становился добычей булгар. Лишь после того как Муром стал вотчиной владимиро? суздальских князей, он укрепил свое значение и продолжал стоять на страже восточных рубежей Руси. В 1160 и 1172 годах муромцы разгромили булгар. Но лишь после основания в 1221 году Нижнего Новгорода времена набегов булгар для Мурома миновали.

Сказание о Петре и Февронии
С середины ХII века до начала ХV Муром — главный город удельного Муромского княжества. Правивший здесь в ХIII веке Давид Юрьевич в конце жизни постригся в монахи с именем Петра и в 1228 году умер вместе со своей женой Февронией в один день и один час. С Петром и Февронией связано поэтичное «Муромское предание».
Князь жил в Муроме и правил с 1204 до 1228 года. Он болел проказой, и никто не мог его вылечить. Однажды во сне Давид Юрьевич увидел, что излечить его чудесным образом сможет только дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой Рязанской губернии. Когда князь увидел ее благочестие, мудрость и доброту, то дал обет непременно жениться на ней. Постом и молитвой, с помощью Февронии, он излечился от тяжелого недуга. Князь женился на своей возлюбленной, но брак князя и простой крестьянки возмутил бояр, и они изгнали супругов из города. Сохраняя семью, князь отказался от престола. Но вскоре на Муром обрушились бедствия, и народ вспомнил о мудром князе и взмолился о его возвращении на престол.
Петр и Феврония посвятили себя добрым делам и пронесли любовь друг к другу через всю жизнь. Умерли супруги 8 июля 1228 года. Положили их в гробы для отпевания, а утром обнаружили тела в одном гробу. Тела переложили в разные гробы согласно монашеским канонам, но Петр и Феврония снова оказались вместе. Так происходило три раза. Похоронили супругов вместе. К лику святых их причислили на церковном Соборе 1547 года. Петр и Феврония — образец христианского супружества. Верующие считают, что эти святые молитвами низводят небесное благословение на вступающих в брак.
В конце XVIII века мощи святых поместили в гробницу, в которой они покоятся по сей день. После Октябрьской революции 1917 года гробница Петра и Февронии была передана Муромскому музею. В 1989 году рака с мощами святых была возвращена церкви и несколько лет находилась в муромском Благовещенском соборе. В 1993 году гробницу неразлучных супругов торжественно перенесли в Троицкий монастырь города.

Муром — опора Московского государства
Монголо?-татарское нашествие не обошло стороной город. Когда в 1237 году татарский хан Батый вторгся в Рязанскую землю и потребовал десятую часть имущества, муромский, рязанский и пронский князья гордо ответили: «Коли нас не будет, то все ваше будет». Через два года один из татарских отрядов сжег город дотла. Людей в Муроме переписали и обложили данью. Защищать город было некому. Русские князья по-прежнему вели междоусобную борьбу. Сыновья Александра Невского — Андрей, правивший в Городце, и Дмитрий, живший в Муроме, никак не могли поделить власть. Более коварный Андрей в 1281 и 1293 годах приводил к Мурому татарское войско, и оно легко расправлялось с жителями, унося с собой все ценное и сжигая дома. Город опустел. Князь и все его люди покинули Муром и основались в Борисоглебском монастыре. Летописные данные свидетельствуют, что почти полвека Муром был безлюден и возродился лишь в 1351 году. Но через четыре года князь Федор Глебович, выпросив ярлык на муром? ское правление у татарского хана, изгнал последнего муромского князя Юрия Ярославича.
Появлялись на русских землях новые силы, укреплялось Московское княжество, объединившее вокруг себя всех, кому были дороги интересы Руси. В 1380 году в битве на Куликовом поле принимали участие и муромские воины, сражаясь в засадном полку, который и решил исход сражения. В 1392 году московский князь Василий, сын Дмитрия Донского, получил ярлык на владение Муромом. Вскоре после этого город фактически вошел в Московское княжество как один из пунктов на восточной границе. Были приняты меры к укреплению муромского Кремля. Но татары еще не раз появлялись у стен города. Когда в 1537 году у стен Мурома появился казанский хан Сафа? Гирей, он не смог проникнуть в город.
В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь. На улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, с берега Оки раздавался стук топоров, готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску. С высокого левого берега, будто бы на том месте, где сейчас стоит Козьмодемьянская церковь, из своего шатра он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда войско пошло на Саканский лес и далее. В его рядах навстречу бою шла и муромская дружина. Царь дал обет, если возьмет Казань, поставить в Муроме каменный храм. И сдержал свое слово. В 1555 году по его указу в городе были воздвигнуты Благовещенский собор и несколько церквей.
В период Смутного времени жители Мурома — патриоты Руси — приняли участие в борьбе с иноземными захватчиками. Муромцы в числе первых откликнулись на призыв князя Дмитрия Пожарского и нижегородского купца Козьмы Минина, послав свои дружины в ополчение, освобождавшее Москву от поляков. Врага изгнали из столицы, но польские отряды еще хозяйничали на русской земле. В 1616 году отряд под предводитель-ством пана Лисовского напал на Муром, вырезал много жителей, разграбил дома дворян, купцов, опустошил монастыри и церкви.

От ремесла до промышленного производства — один век

Комментарии к записи Муром отключены

Страницы: 1 2