Суздаль

Домонгольский период
Древнейший русский город Суздаль возник в IX — X веках на месте поселения финно-угорского племени меря.
Впервые Суздаль появляется в летописи под 1024 годом как название целой округи ремесленных поселений на побережье реки Нерль до самой Клязьмы. Он упоминается как Суждаль, но уже с середины XI века употребляется форма Суздаль. В основе названия видят древнерусский глагол «создать», который первоначально имел значение «сделать из глины». Таким образом, название города может быть осмыслено как «сделанный из глины», то есть «глинобитный» или «кирпичный». Однако более вероятно, что от слова «создать» сначала было образовано имя или прозвище какого-то человека, возможно, гончара или кирпичника, а затем, по его имени, получило название селение. О возможности этого свидетельствует существование древнерусского имени Суздал, притяжательная форма от которого — Суздаль, где ь служит показателем принадлежности.
Археологические раскопки показывают, что здесь были поселения не позднее Х века н. э. В XI веке это была богатая земля, входившая в состав Киевского государства.
Христианство неохотно принималось в этих краях, населенных главным образом смердами. Проповедников изгоняли или убивали. После того как правивший в то время Ярослав Мудрый издал новые законы, приведшие к еще большей зависимости смердов от богатой части населения, на суздальской земле вспыхивает восстание, подавлять которое приехал сам Ярослав.
После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году его сыновья разделили между собой земли. Всеволод Ярославич получил Ростов, Суздаль, Белоозеро, Поволжье и Переславль Южный, которые потом перешли к его сыну, Владимиру Мономаху. Во время правления Мономаха богатые суздальские земли пытался отвоевать у него князь Олег Святославич, владевший Муромом и Черниговом, и при нападении сжег Суздаль.
Этим посягательства на город не окончились. В 1107 году на Суздаль напали волжские болгары. После нападения болгар Мономах строит в Суздале первый христианский собор — Успенский. До нашего времени собор не сохранился, но по сведениям, полученным во время раскопок, это было мощное кирпичное четырехстолпное здание с одной главой.
После Мономаха Ростово-Суздальским княжеством правит его сын Юрий Долгорукий, который делает Суздаль стольным градом, а княжескую резиденцию размещает в соседней Кидекше на берегу Нерли. Таким образом, он заодно брал под контроль и водный путь до Суздаля по реке Каменке. Из-за частых вражеских набегов и местных восстаний Юрий Долгорукий был вынужден возвести вокруг города земляные укрепления, на верху которых устанавливались стены из заостренных сверху дубовых бревен. Земляные валы сохранились и до сих пор. Снаружи крепости с севера и запада стену огибала Каменка, а с востока — ров. В город было три въезда с башнями и воротами.
В это время в Суздаль начинает стекаться ремесленный и торговый люд, и с восточной части разрастается посад. Он также был обнесен земляными укреплениями с дубовым тыном и воротами. С севера посад был защищен и искусственным рвом.
Также вокруг города начинают занимать земли и монастыри. Уже в конце XI века на высоком правом берегу Каменки вырастает Дмитриевский Печерский монастырь, находившийся под покровительством киевского митрополита Ефрема.
В городе концентрируется несколько сил: княжеская власть, бояре и горожане. Им было суждено оказывать свое влияние на предстоящую борьбу за власть сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского.
Князь Андрей, которого суздальские бояре хотели сделать правителем Суздаля, при условии сохранения их влияния на управление городом, сначала принял их предложение, затем отказался подчиняться боярской знати и начал политику укрепления единовластия, за что и поплатился: недовольная его политикой и удалениями неугодных бояр старая ростово-суздальская знать составляет заговор, и 29 июня 1174 года заговорщики проникают во дворец Андрея в Боголюбове и убивают его.
После гибели Андрея суздальцы пытаются выйти из подчинения Владимиру, куда Андрей Боголюбский перенес столицу княжества, но это им не удается. Младший брат князя Андрея Всеволод III (Большое Гнездо) остается княжить во Владимире. При нем Суздаль продолжает расти и укрепляться. При впадении в Каменку речки Мжары располагается владение младшего брата Всеволода Михалки — Михайловская слобода (Михали).
После смерти Всеволода в 1212 году Владимиро-Суздальское княжество было разделено между его многочисленными сыновьями. Суздаль в 1217 году отдан Юрию Всеволодовичу, который перестраивает собор, построенный его дедом Юрием Долгоруким в 1148 году. Новый белокаменный трехглавый собор получает название Рождественского.

Монголо-татарское иго
Нашествие монголо-татарской орды в 1237 -1238 годы не обошло и Суздаль. Под предводительством хана Батыя орды осадили Владимир и вверх по течению Нерли пошли к Суздалю. Обманув расчеты великого князя Георгия, ожидавшего врагов на реке Сить, ордынцы вышли на Ярунову гору, в непосредственной близости от кремля. Суздаль был сожжен и разграблен, а почти все его жители перебиты или взяты в плен. Был уничтожен Введенский монастырь. Дружина великого князя была разбита на реке Сить.
В 1257 году Суздаль был обложен данью, сбором которой занимались баскаки — ордынские сборщики.
Владимирский престол в это время утрачивает свое реальное значение, а Суздаль превращается в центр религиозной жизни. В нем строятся новые монастыри. В северной части города рядом с Ризоположенским строится Троицкий монастырь, на северо-западе от них на высоком берегу Каменки — Александровский (предания связывают его название с именем Александра Невского), на востоке на излучине Каменки — Васильевский. От ранних построек этих монастырей не осталось и следа — все они были деревянными.
Под влиянием политики московских князей суздальский князь Константин Васильевич переносит столицу Суздальско-Нижегородского княжества на Волгу, подальше от влиятельного соседа. Во время противостояния суздальских и московских князей строятся мощные Спасский и Покровский монастыри, служившие также и крепостями.
В 1392 году московский князь Василий Дмитриевич получает в Орде ярлык на Суздальско-Нижегородское княжение. Это означало окончание независимости Суздаля, хотя попытки восстановить политическую власть и прежнюю территорию княжества продолжались вплоть до 1445 года.

XVI век
К концу XV — началу XVI века Суздаль уже полностью подпадает под власть усилившейся Москвы, и его монастыри становятся местом ссылок неугодных представителей княжеских и боярских родов. Больше всего именитых ссыльных побывало в женском Покровском монастыре, которому в связи с этим доставались и богатые дары.
Утратив свое политическое значение, город становится крупным религиозным центром. Здесь располагается центр Суздальской епископии, получившей в конце XVI века статус архиепископии. В монастырях Суздаля оживляется каменное строительство. Одним из первых заменяет деревянные строения каменными Покровский монастырь, вслед за ним — Спасо-Евфимиев. Надстраивается кирпичом древний Рождественский собор. В Ризоположенском монастыре строится новый каменный собор. Покровский монастырь часто навещал царь Иван IV Грозный. К его приезду суздальский архиерей сооружает церковь Благовещения.
В Суздале появляются свои иконописцы, чеканщики, серебряники.
С востока к городу примыкал посад, обнесенный с XII века вторым валом с бревенчатым тыном. В середине посада лежала торговая площадь, окруженная улицами и переулками, в которых жили торговцы и ремесленники.
За Каменкой перед кремлем раскинулись заливные луга. Все они принадлежали суздальскому архиерею. Между Андреевым лугом и монастырями помещалась Кожевенная слобода.

XVII век
XVII век для Суздаля начался с оставившего заметный след на облике города польско-литовского разорения. После того как в 1607 году Лжедмитрий II расположился под Москвой в местечке Тушино (за что получил прозвание «Тушинский вор») и не смог взять Москву приступом, отряды польско-литовских войск принялись за разграбление окрестных городов.
В 1608 году после непродолжительной осады польско-литовские отряды взяли Суздаль, разграбили и подожгли. В 1611 году город снова подвергся нападению литовцев. Следы этих трагических событий еще долго сохранялись и в облике города, и в памяти суздальцев. В борьбе за освобождение Московского государства от польского вторжения Суздаль принял активное участие: в 1612 году суздальский князь Дмитрий Пожарский с большим отрядом выступил на помощь народному ополчению.
В первой четверти XVII века Суздаль преследовали неурожаи и — как следствие этого — крестьянские бунты. В 1634 году на Суздаль напали крымские татары и разрушили его. После этого город постепенно начал отстраиваться заново. Но семнадцатому веку, видимо, было суждено стать одним из самый несчастливых для Суздаля: в 1644 году его отдают как приданое за Ириной, дочерью царя Михаила Федоровича, датскому королевичу Вольдемару Гольштинскому. Пожар 1646 года уничтожил весь посад, а чума 1654 года унесла жизни почти половины горожан.
После всех несчастий первой половины XVII века Суздаль снова начал оправляться. Каменное строительство, правда, было под силу только богатым монастырям — Спасо-Евфимиеву и Покровскому. Прочие монастыри с трудом справлялись с постройкой немногочисленных своих зданий. Постепенно монастыри богатеют, что приводит к увеличению церковного строительства. Присланный из Москвы строитель Никифор Беклемишев возводит вокруг кремля новые стены с башнями. В Суздале появляются свои каменщики; зодчие Мамин, Грязнов и Шмаков из посадских людей становятся выдающимися мастерами своего времени.

XVIII век
В 1708 году Петр I издал указ о разделении России на 8 губерний. Суздаль оказался уездным городом Московской губернии, а затем, после разделения Московской губернии на 9 провинций, стал центром отдельной провинции.

Комментарии к записи Суздаль отключены

Страницы: 1 2