Навашинский район

Навашинский район — в прошлом Мордовщиковский район Нижегородской области, был образован в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1944 года из населенных пунктов правобережной части реки Оки Муромского района Владимирской области и части территории Кулебакского района. Административным центром района был рабочий поселок Мордовщиково, переименованный в декабре 1957 года в город Навашино. Наиболее старыми селениями, записанными в писцовых книгах 1629 -1630 годов, являются села Дедово, Покров, Новошино, Монаково, Чудь. Граничит с Владимирской областью (от Навашина до города Мурома — 9 километров). Районный центр Навашино — небольшой город (около 25 тыс. человек), расположенный на юго-западе Нижегородской области (157 км от Нижнего Новгорода).

Каменный век. Развитие волосовской культуры

Самый знаменитый населенный пункт Навашинского района — деревня Волосово. Она уже давно известна всем, кто интересуется древней и древнейшей историей. Нет такого учебника или обобщающего труда по первобытной археологии, где не упоминалась бы волосовская культура — археологическая культура 3 — 2- го тысячелетия до н. э. Территория ее распространения охватывает районы Волго-Окского междуречья и Верхнего Поволжья. Сложение племен волосовской культуры происходило здесь на основе местных ранненеолитических культур, существовавших в 5 — 4-м тысячелетии до н. э. Древнейшее из исследованных поселений расположено возле деревни Угольное Навашинского района, на высокой дюне древнего берега реки Оки. Здесь были найдены орудия труда и охоты. Поселение отнесли к началу 5-го тысячелетия до н. э., причем оно не являлось постоянным местом проживания, здесь находились временные стоянки охотников. О том, что люди, оставившие эти стоянки, были охотниками, свидетельствует характерный набор каменного оружия, многочисленные ножи и скребки, необходимые для разделки мясных туш и обработки шкур. Но здесь же найдены и производственные площадки, где раскалывались принесенные сюда кремни и изготавливались новые орудия взамен сломанных или утерянных. Более поздняя стоянка, обнаруженная на территории Навашинского района, отнесена к рубежу 5 — 4-го тысячелетий до н. э. Люди, оставившие ее, уже изготавливали керамическую посуду, богато украшенную орнаментом, научились шлифовать твердые породы камня и значительно усовершенствовали технику обработки кремня. Примерно с ХХ века до н. э. здесь появились урало-камские пришельцы. Именно они считаются основными создателями волосовской культуры. Археологи обнаружили их поселения у деревни Волосово, села Новошино, близ поселка Судострой. Их орудия были кремневыми, но прекрасно обработанными — наконечники копий и стрел отжимной техникой, а топоры и долота отшлифованы. Эти так называемые «волосовцы» являлись древнейшими представителями окских финнов, живших здесь во времена начальной древнерусской летописи. Волосовские племена вели оседлый образ жизни. Их поселения располагались по берегам небольших рек или озер. Люди жили в больших, площадью до 100 кв. м, полуземлянках глубиной 85 см. Входом в жилище служил коридор пандус шириной около 2 м, длиной 4,5 м. На земляном полу жилища прослежены ямы от столбов, поддерживающих деревянную двускатную или плоскую крышу. На полу, напротив выхода, находился очаг, сооруженный на песчаной подстилке. Поселения представляли собой родовые поселки, в которых жило 25 -30 человек взрослых и детей. Это были обособленные хозяйственные коллективы. Несколько таких поселений, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга, составляли род. Средства производства и продукты потребления были общими. Во главе рода стояла женщина прародительница. Род состоял из ее дочерей, внучек и их мужей из соседних родов. Сыновья же и внуки уходили из рода к своим женам. Керамика волосовского типа была толстостенная из глины с толчеными раковинами. Стенки сосудов украшались гребенчатым орнаментом. Характерными находками на волосовских стоянках были также кремневые и костяные фигурки животных и птиц. По мнению ученых, они имели тотемистическое значение. Тотемизм — одна из форм религии, возникшей в ранний период родового строя. Основным занятием населения являлись охота и рыбная ловля. На поселениях найдено большое количество костей животных, птиц и рыб. Главный объект охоты — лось, в большом количестве добывали также медведя и кабана. На этих животных охотились главным образом ради мяса. На поселениях имеются также кости пушных зверей: куницы, соболя, бобра, лисицы, на которых охотились ради шкур. Большое значение имела сезонная охота на птиц: уток, гусей, глухарей, рябчиков, куропаток. Основное охотничье оружие волосовцев — лук со стрелами. На поселениях найдены кремневые и костяные наконечники стрел, кинжалы, кремневые наконечники дротиков. Несомненно, использовались всевозможные ловушки для пушных зверей и птиц. Кроме индивидуальной охоты, существовала коллективная на крупных животных, в которой принимало участие все мужское население поселка. На охоте использовали собак — единственных прирученных животных. На поселениях найдено много костей рыб и рыбьей чешуи. К орудиям рыболовства относятся костяные гарпуны и рыболовные крючки. Отпечатки рыболовных сетей на внутренней стороне некоторых глинян
ых сосудов свидетельствуют о ловле рыбы сетями, сплетенными из крапивных нитей. В водоемах водилось много рыбы, самой крупной был осетр. На некоторых поселениях волосовской культуры имеются человеческие захоронения. Захоронения совершались на краю поселения в неглубоких могильных ямах, в которые вместе с умершими клали орудия и украшения (костяные привески, ожерелья из просверленных клыков животных). Неподалеку от захоронений совершалось жертвоприношение в виде так называемых кладов кремневых орудий, лежавших кучкой и окрашенных красной краской (охрой). На небольшом пространстве между деревнями Волосово и Угольное археологам удалось проследить жизнь древних людей в каменном веке на протяжении свыше двух тысяч лет.

Эпоха бронзы. Начало железного века

Около середины 2-го тысячелетия до н. э. на территорию современного Навашинского района с юга вторгается новое население, культура которого названа «поздняковской», по селу Поздняково, где были обнаружены первые образцы этой культуры. Ее происхождение связывают с продвижением с рек Дона и Северского Донца племен срубной культуры и ассимиляцией ими местного населения. Появление скотоводства у пришельцев с юга ускорило переход к этому же занятию и «волосовских туземцев». Тем более что в это время леса в этих местах отступили на север. Их место заняла лесостепь. Климат стал сухим, реки обмелели. Основными занятиями племен стали скотоводство и земледелие, выплавка бронзы, подсобными — охота и рыболовство. Люди разводили крупный рогатый скот, лошадей и свиней. Для поздняковской культуры характерны небольшие родовые поселения, расположенные на надпойменных террасах, рядом могильники — курганные для раннего этапа, грунтовые — для позднего. У могил обнаружены следы ритуальных кострищ. Найдены посуда, кремневые орудия, в богатых погребениях — бронзовые ножи, кинжалы, украшения. Железный век, наступавший с распространением металлургии железа, сменил бронзовый в начале 1-го тысячелетия до н. э. В могилах Младшего волосовского могильника (XI — IX века до н. э.) вместе с бронзовыми кельтами (топорами) и бронзовым зеркальцем выкопан и кусок железного ножа. Дальнейшее усовершенствование орудий труда дало возможность семье вести более самостоятельное хозяйство, что и вызвало постепенный распад первобытной общины. В середине 1-го тысячелетия н. э. жители этих мест научились строить небольшие городища с валом и деревянным тыном по его гребню. Возникли Кондраковское и Спас? Седченское городища. Их исследование показало, что жители городищ занимались скотоводством (находки костей крупного рогатого скота, лошадей и свиней) и мотыжным земледелием (обнаружение зернотерок и костяного наконечника на палку копалку). Значительную роль в их хозяйстве снова стали играть охота и рыболовство. Четвертая часть всех костей, найденных при раскопках, принадлежала диким лесным зверям, поскольку лесные массивы снова начали наступать на лесостепь. Отпечатки сетей на некоторых черепках, находка глиняных грузил свидетельствуют о рыболовстве и о новом наполнении водоемов. Жителям городищ были известны ткацкий стан и железные орудия. Посуда была еще лепная (гончарного круга пока еще не знали), причем в нижних слоях городищ находится керамика, покрытая преимущественно сетчатым орнаментом, характерным для городищ дьяковской культуры, население которых считается предками летописных племен — мери, муромы и веси. В средние века сюда пришли славяне.

Из истории сел и деревень Навашинского и соседних с ним районов

Комментариев нет

Страницы: 1 2 3