История поселка Дмитриевского

Поселок Дмитриевский занимает особое место в истории города Макеевки. Ныне это часть Центрально-Городского района. Но это не просто часть города, а его ядро — административный, деловой и культурный центр.

Основан поселок в 1892 году на землях, принадлежащих Иловайским, и назван в честь генерала от кавалерии Дмитрия Ивановича Иловайского — родоначальника макеевского дома этого многочисленного донского дворянского рода.

Причиной основания поселка явилось интенсивное развитие промышленности Макеевки. К 90-м годам XIX в. сложился Макеевский горный район, на картах которого значилось 34 шахты, механический и машиностроительный заводы (впоследствии перепрофилированные в труболитейный), железнодорожные мастерские. Именно потребность в постоянных квалифицированных рабочих, необходимость упрочить оседлость населения и создать для него продовольственный центр побудили Иловайских основать новое поселение.

Развитие поселка Дмитриевского со дня основания шло очень быстрыми темпами. Уже через пять лет его население составило 7 тысяч человек. Особенно интенсивно поселок развивается с 1898 года, когда на его западной окраине Генеральное общество чугуноплавильных, железо- и сталелитейных заводов в России открывает Макеевский сталелитейный завод. С этого времени, как отмечают архивные документы, «поселок рос не по дням, а по часам». Появляются шикарные магазины, растут торговые обороты. Молва спешит окрестить новый, точно из земли выросший городок, «Донецким Чикаго». Открывается целый ряд общественно-полезных учреждений: больницы, школы, почта… и, конечно же, церковь. В городском музее хранятся интересные документы: фото первого Дмитриевского храма — церкви Всех Святых, а также квитанции о получении денег на сооружение этого храма от жителей поселка. По своим размерам церковь была небольшой, деревянной, с деревянной отдельно стоящей колокольней. Её чаще называли молитвенным домом. С моей точки зрения, она не могла вместить всех верующих. Вероятнее всего, часть населения поселка посещала близлежащие храмы, расположенные в селах Макеевка, Калиново, поселке шахты Капитальная и др.

Итак, основание поселка Дмитриевского было тесным образом связано с промышленным развитием района: по мере формирования и развития предприятий рос и развивался поселок. К 1912 году его население уже составляло около 25 тысяч человек. И это без учета жителей близлежащих заводских и шахтных колоний. С ними в Дмитриевском насчитывалось свыше 40 тысяч жителей. Поселок по своим размерам и торговым оборотам не уступал любому среднему уездному городу. Причем происходит не просто количественный рост, но и глубинные, качественные изменения: поселок перерастает свои возможности и фактически обращается в бойкий и зажиточный город, а вместе с тем изменяется психология поселян, их социальное поведение, общественное самосознание и отношение к своему новому дому. Жители хотят благоустроить его, преобразовать поселок в город, ввести хоть и ограниченное, но самоуправление, построить в центре поселка большой собор, как символ единения.

В 1913 году население поселка во главе с местной торгово-промышленной буржуазией и разночинной интеллигенцией организовали Общество по благоустройству поселка Дмитриевского и начали хлопоты о преобразовании его в город с упрощенным городским самоуправлением.

Необходимо отметить, что на тот момент владельцем поселка, равно как и земель, на котором он находился, являлось Анонимное Общество «Русский горный и металлургический «Унион», образованное в 1910 году. Преобразование Дмитриевского в город руководство «Униона» восприняло крайне негативно, так как с этим были связаны отчуждение угленосных земель в пользу будущего города, потеря прибыли от эксплуатации поселка и дополнительные налоги, которые предприятие должно было бы платить в городскую казну на «общественное благоустройство». Поэтому «Унион» приложил максимум усилий, как сказано в одном из документов, «задействовал всех и вся», чтобы не допустить изменение статуса поселения.

Исход тяжбы предугадать несложно. «Ввиду отсутствия общественной пользы» в организации нового города было отказано. Но деятельность Общества по благоустройству поселка Дмитриевского не прошла даром, принесла свои плоды. Так «Унион» в срочном, я бы сказала, «пожарном» порядке организовал в поселке пожарную команду, разрешил жителям лечиться в своих больницах за умеренную плату и под воздействием общественного мнения наконец-то изменил свое отношение к строящемуся в Дмитриевском православному собору во имя Святой Троицы, средства на который начали собирать еще с 1907 года. И если ранее «Унион» не принимал участие в строительстве храма, считая вполне достаточным для нужд жителей поселка небольшой Всесвятской церкви, то под угрозой отчуждения земель проявил завидное рвение: выделил на достройку собора 30 тысяч рублей, предоставил недостающие строительные материалы и даже проложил водопровод сточной воды от речки Калиновой к новостройке, чтобы обеспечить ее бесперебойной подачей воды. Помощь, оказанная «Унионом», позволила быстро достроить храм и уже в следующем 1914 году освятить его и начать проводить богослужения.

Свято-Троицкий собор был действующим до 1928 года. В 1928 году его закрыли. Поводом к закрытию послужило сообщение наркома тяжелой промышленности о росте пьянства в городе Макеевке. В процессе обсуждения этого заявления на городском собрании, в качестве причины пьянства было названо отсутствие мест культурного отдыха трудящихся, в связи с чем руководство города принимает решение о закрытии собора и организации в его помещении Дворца культуры имени В. И. Ленина. Здание собора в новом качестве, как Дворец культуры, просуществовало где-то до 1939 года. Во время реконструкции центральной части города собор был разрушен окончательно — взорван.

Тем не менее место это так и осталось для макеевцев священным. Господь не допустил осквернения его. На всей территории бывшей церковной площади разбили сквер. После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков здесь были захоронены воины, павшие в боях за родину. А в 1946 году, сразу же после окончания Великой Отечественной войны, на месте Свято-Троицкого собора был установлен памятник: обелиск Славы и Вечный огонь.

Т. В. Шарафан — заместитель директора Макеевского художественно-краеведческого музея по научной работе

2000 год

3 комментария

XOglan
28.01.2009 15:47

Народ в таких случаях говорит — Авось да как-нибудь до добра не доведут. 🙂

Beckham
29.01.2009 08:11

Спасибо за возможность оставлять комментарии на этой странице!

Bebeshka
01.02.2009 02:35

Дискутировать можно бесконечно, поэтому просто поблагодарю автора. Спасибо!

wpDiscuz